Творчество в условиях растущего нигилизма

Начало 90-х годов стало для «Забайкальских узоров» временем выхода в «свободное плавание», а, учитывая особенности этого периода, его переломность и неоднозначность для всей страны, можно предположить, что путь становления коллектива в новом качестве был непростым.

Многие, столкнувшись с жестокими реалиями нарождающегося отечественного капитализма, не выдерживали, бросали работу, пытались найти себя в бизнесе. Для представителей творческой интеллигенции результаты таких метаний порой были плачевными. Но и для тех, кто продолжал работать, оставаясь верным однажды избранному делу, обстоятельства порой складывались самые неблагоприятные.

Серьезным ударом по бюджетной сфере, где трудилось на тот момент большинство представителей творческой интеллигенции, стали систематические сбои в оплате труда, развитие тотального дефицита товаров, связанных с элементарным обеспечением бытовых потребностей. Жизнь диктовала новые правила игры, и всем, в том числе и людям творчества. Приходилось внутренне меняться, а на внешнем уровне осваивать новые сферы деятельности. Те, кто не поддался панике и быстро адаптировался в новых условиях, получали возможность дальнейшего роста, профессионального и творческого. Вспоминает солистка «Забайкальских узоров» Галина Сыроватка.
«Это был сложный, противоречивый период. Все рухнуло в одночасье.… Но растерянности у нас не было никакой. Мы продолжали жить, как раньше, так же работали, и решали насущные жизненные и творческие задачи. Потому что жировать не привыкли.

Мне нравилось заниматься бартером, добывать для училища продукты. Культурные услуги нужно было менять на колбасу. В моей трудовой книжке даже сохранилась запись «Заместитель директора училища культуры по коммерческой и творческой деятельности».
Тем временем, развивалась массовая культура. Снятие жанровых запретов, расширение информационного поля, появление новых газет, журналов, телеканалов несло в себе не только ряд негативных черт, но и давало людям более широкие возможности для самореализации.

Одновременно с резким падением духовности в обществе, растущим разочарованием в традиционных ценностях, росте нигилизма спровоцированного отсутствием цензуры, эстетической вседозволенностью переходного периода, мы можем наблюдать первые ростки нового российского искусства, возвращение к истокам национальной культуры, минуя ограничения советской идеологии. Интенсивно стала развиваться художественная самодеятельность, которая нашла себе новое русло. Было много проходного, сиюминутного, но появлялись и по-настоящему талантливые творческие находки.

Этому процессу в немалой степени способствовали, как примеры профессиональных творческих коллективов, которые, подобно «Забайкальским узорам» еще в советское время интенсивно гастролировали в провинциальной глубинке, так и растущее движение фольклористов.

В эти дни зарождалось множество интересных проектов в городах и селах Читинской области, и деятели культуры и искусства, в том числе и преподаватели областного училища культуры, принимали в этом самое активное участие. Продолжение следует.

Поделиться в vk
VK
Поделиться в odnoklassniki
OK
Поделиться в telegram
Telegram
Поделиться в email
Email
Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять