Театр новых идей

Первые зимние концерты Государственного театра национальных культур «Забайкальские узоры» традиционно собрали полные залы зрителей. Знакомые профессиональные администраторы снова потрясено развели руками. Наполнить «драму» четыре дня подряд, выставив одну программу, да еще и за нормальные цены на билет – немыслимо! Сами участники коллектива не видят в такой ситуации никаких чудес. «Работать надо – говорят они – зрителя уважать. И все будет».

Два года подряд «Забайкальские узоры» приглашали зрителей на «Рождественские колядки». Развернутые представления на соответствующие календарю и всеобщему праздничному мироощущению темы пользовались шумным успехом.

Рождественские встречи — 2014

Программы представлялись разные, но была общая для всех выступлений этого коллектива демократичность, простота, душевность. Зрители получали возможность не просто отдохнуть, слушая любимые песни, но и могли почувствовать себя частью единого целого – большой дружной семьи забайкальцев. Вовлеченность в происходящее на сцене персонально каждого зрителя – одна из главных особенностей шоу «Забайкальских узоров». «Рождественские колядки» были своеобразным творческим отчетом коллектива. Несмотря на обязательный «зимний» сюжет здесь можно было услышать песни из всех программ театра, бывших на сцене в течение года. Плюс, обязательная изюминка, какой-то сюрприз, новый сценический или музыкальный ход…

Широкая рекламная компания, развернутая «Узорами» в последние дни уходящего года «отменила» традиционные колядки, вместо которых на афишах теперь было слово «встречи», но этому никто не придал особого значения. Надо сказать, современный зритель вообще не склонен читать афиши внимательно. Навязчивая реклама пива и стиральных порошков научила нас слушать и смотреть вполуха и вполглаза. Да и какая разница: колядки – встречи, «продукт» проверенный, качество гарантировано.

Новая зимняя программа «Забайкальских узоров» оказалась своего рода «культурной бомбой», проверкой восприятия постоянных посетителей концертов и серьезная заявка на расширение аудитории. Почти физически чувствовалось, что поначалу зрителям было и необычно и непривычно, и некоторые, что называется, «не знали, как это правильно смотреть».

Рождественские встречи — 2014

Отвлекаясь, можно порассуждать о том, что зачастую даже завсегдатаи концертов и поклонники коллектива до сих пор морально и психологически не готовы воспринимать коллектив, как театр.  Вот уже несколько лет мы смотрим яркие, широко поставленные шоу-программы «Забайкальских узоров» в основе которых часто мудреный, «завернутый» сюжет, масса движения, смысла, действия. Но вот до сих пор как-то сидит в сознании: театр – это пьесы А.П. Чехова или Петрушка из-за ширмы, а «Забайкальские узоры», это такой ансамбль у которого классное, богатое шоу.

Вместе с тем, «Забайкальские узоры» это давно уже театр: пожалуй, ставший театром задолго до того, как это слово впервые появилось в официальных документах. Истоки театра «Забайкальских узоров» следует искать еще в первом исполнении «Лампадочки», когда за две-три минуты песенного времени, при использовании нехитрого, на тот момент, арсенала световых возможностей, зритель получал емкую экзистенциальную программу. Это была программа, сосредоточенная в музыке и тексте, поданная с артистизмом и смысловой наполненностью, позволяющими говорить об — особого рода —  «концертной» драматургии. 

Рождественские встречи — 2014

За годы интенсивных творческих поисков «Забайкальские узоры» прошли через множество ипостасей, сменили много обличий и с каждым годом поле для их экспериментов становится все шире. Зрители уже привыкли видеть участников коллектива не в одних только шикарных нарядах от модного дома Елены Олейник, но и в строгих европейских костюмах и в военной форме времен Великой Отечественной войны. Каждый новый замысел диктует обретение новых навыков, позволяет обрести еще большую зрелость, творческую гибкость, широту кругозора.

Новое рождественское шоу «Забайкальских узоров»  — это уже даже не стремление слить воедино разные жанры искусства. Зрители, побывавшие на январских вечерах в драматическом театре, по сути, стали свидетелями первого мультимедийного развлекательного представления, где помимо театрально-зрелищной составляющей нашлось место и для шоу в стиле «Народный артист» с видео-аттракционом, и для розыгрыша призов и для органичной презентации информационных партнеров и спонсоров.

Стремление соответствовать веяниям времени и компромисс коллектива с непреложными законами шоу-бизнеса? Это было бы слишком простым объяснением. Для дешевого шоу здесь слишком много знания народного искусства, любви к нему, уважения к зрителю. Слишком много правильных, добрых слов, не бьющих на сиюминутный эффект. «Забайкальские узоры» привыкли быть первыми во всем.

Сейчас они первые предприняли реальную попытку интегрировать сценическое действо в реальную жизнь. Вечорки «Забайкальских узоров» это не экзотический фольклор из популярной телепередачи и не подернутый гламурным глянцем «постмодерн для бедных». Это про нас и для нас. Для тех, кто в новогодние праздники пришел в драматический театр, чтобы увидеть и услышать что-то новое, но тут же почувствовать его хорошо знакомым и близким.

Рождественские встречи — 2014

И нового и близкого в «Рождественских встречах» было много. Не было лишь привычного, рутинного. Неудивительно, что некоторые зрители, пришедшие в очередной раз умилиться песне «Шел казак» и привычно погрустить о личном, почувствовали себя обманутыми. Одна женщина требовала вернуть деньги за билет, потому что «пришла на «Забайкальские узоры», а ей показали детский утренник». Но «Забайкальские узоры», это живой, развивающийся, и, несмотря на свою долгую историю, творчески растущий коллектив. Подлинные любители искусства всегда готовы понять артиста, его естественное стремление меняться, жить во имя созидания. Творчество не может быть застывшим, одинаковым, поточным – это и есть фаст-фуд от искусства, шоубиз в своем худшем проявлении. Прекрасная народная песня «Шел казак» одинаково исполненная тысячу раз,  рискует превратиться в заурядный шлягер. Зрелость артиста, это стремление идти дальше, минуя гарантированный успех. Зрелость зрителя – уважение к личности артиста, его потребности в творческом росте.

В своих рождественских выступлениях «Забайкальские узоры» смогли быть разными. В концерте звучали эстрада и фольклор. В очередной раз порадовал оркестр, как обычно «в живую» отработавший весь народный блок. Удивили новые аранжировки с интересным сочетанием академической флейты и народных духовых инструментов. Нескучно смотрелся и обширный эпизод с барином, продемонстрировавший серьезные наработки молодых музыкантов и танцоров в актерском мастерстве.

Поначалу насторожила резкая «смена курса» в начале второго отделения, когда атмосфера рождественской сказки уступила место импровизационному реалити-радио-шоу. Но профессионалы всегда находят общий язык и присутствие на сцене популярной ведущей Радио «Сибирь» лишь добавило драйва и динамики происходящему.

Многое в этих вечерах поставило вопросы перед зрителями. Ясно было лишь одно – коллектив вышел на новый творческий уровень. Остается только гадать что ожидает нас зрителей – дальнейшие эксперименты с синтезом жанров и направлений, ряд самостоятельных программных работ или что-то совсем неожиданное. Но скучать не придется.

Дмитрий Бахаев

Поделиться в vk
VK
Поделиться в odnoklassniki
OK
Поделиться в telegram
Telegram
Поделиться в email
Email
Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять