Оглядываясь назад, в те времена, когда будущий театр национальных культур, а пока муниципальный ансамбль песни и танца набирал творческую форму и представительский вес, поражаешься, с какой легкостью давались артистам самые сложные, немыслимые вещи. С какой уверенностью руководитель «Забайкальских узоров» Николай Сыроватка вел коллектив к успеху, казалось бы, совсем не обращая внимания на трудности.
Некоторые давние поклонники коллектива до сих пор склонны считать этот период в истории театра самым большим прорывом. Оставаться созидателями и жить творчеством в то время, когда вся страна пребывает в состоянии глубочайшего морального кризиса, когда переоценка ценностей стала явлением массовым и не в лучшую сторону, как теперь можно судить – представлялось почти невозможным.
Для людей творчества, которые продолжали идти однажды избранным путем, это было время без преувеличения героическое. Может быть, поэтому все инновации, все творческие находки «Забайкальских узоров» того периода были настолько яркими, глубокими, исполненными глубокой жизненной правды.
Не последнюю роль сыграла небывалая сплоченность коллектива, преданность артистов общей идее и стремление работать. При поддержке тогдашнего мэра г.Читы Р.Ф. Гениатулина коллектив обрел муниципальный статус, но, как это ни парадоксально, никто толком не знал, какой жизнью должен жить муниципальный творческий коллектив, какая мера ответственности падает на артистов, работающих под эгидой администрации областного центра.
Прецедентов существования при мэрии творческих коллективов на тот момент в России не было. Руководителю ансамбля пришлось многому учиться: готовить документы, уставы, просчитывать финансирование, которое оставалось минимальным долгие годы. Опыта планирования на большой период времени не было, впрочем, вся страна жила тогда одним днем.
Впрочем, финансовый вопрос никогда не являлся определяющим в работе «Забайкальских узоров» – со дня основания и в течение 15 лет музыканты трудились «на общественных началах», и скромные ставки, предусмотренные муниципальным финансированием, первое время казались удивительными.
Многих удивляла и позиция мэра, который в годы общественного кризиса не переставал заботиться о нуждах культуры, участвовать в решении проблем отрасли, помогать выжить многим учреждениям. По сути Р.Ф.Гениатулин продолжал созидать в то время, когда повсеместно стало модным разрушать, ниспровергать, уничтожать. В результате учреждения культуры Читинской области спустя несколько лет смогли сравнительно быстро преодолеть урон, нанесенный постперестроечным периодом.
Продолжение следует.