Особенности «Забузоровского драйва»

Важнейший для наших соотечественников праздник 23 февраля коллектив Государственного театра национальных культур «Забайкальские узоры» по обыкновению встретил серией концертных выступлений на разных площадках города Читы. Накануне праздника артисты с успехом выступили  для сотрудников УМВД по г. Чите, МВД на транспорте, учащихся и преподавателей средней школы № 27. Непосредственно в День защитников Отечества в большом концертном зале театра состоялся необычный концерт с запоминающимся названием «Забузоровский драйв».

Популярное словечко «драйв» в данном случае иллюстрирует тот энергичный напор и виртуозное исполнение, что привычно дарит слушателям оркестровая группа театра. Возглавляемая мультиинструменталистом Максимом Кочневым оркестровая группа сегодня представляет собой безупречно сыгранный ансамбль исполнителей, каждый из которых может выступать и как яркий солист. Нарочитое «брендирование» названия концерта представляется сегодня особенно уместным в условиях внезапного появления на городских площадках концертных программ-клонов с похожими или даже идентичными названиями, но далеко не всегда достигающие уровня высокого соответствия программам театра по своему содержанию. Названия «Спасибо маме» и даже «Спасибо, ребята!» легко поставить на службу собственной рекламной кампании, а вот «Забузоровский драйв» могут позволить себе только «Забайкальские узоры».

Несмотря на современное название, состоявшийся концерт в полной мере соответствовал представлению о праздничном мероприятии, посвящённом 23 февраля. Отдельным большим эпизодом прошло поздравление ветеранов Великой Отечественной войны. Для защитников Отечества, сегодня отстаивающих родные рубежи, были показаны фрагменты полюбившегося зрителям патриотического спектакля «Спасибо, ребята!». Традиционно мощно выступила хоровая группа под руководством заслуженного деятеля искусств Забайкальского края Анастасии Кузнецовой, прозвучали две новые в репертуаре коллектива проникновенные песни,  посвящённые памяти воинов, погибших при исполнении служебного долга. Ярким и эффектным было выступление солистки театра Армине Керобян (АмиБлэк), предложившей слушателям оригинальные интерпретации песен из репертуара Полины Гагариной и Ани Лорак. 

И всё же, главными героями дня стали артисты оркестровой группы. «Забузоровский драйв» стал своего рода «программным заявлением» оркестрантов, по сути представившие на суд публики свой первый коллективный сольный концерт. Минувший 2016 год оказался поворотным для оркестровой группы театра. В лидеры вышел  молодой баянист Денис Плотников, который решил попробовать себя в области создания аранжировок, обработок известных музыкальных пьес и создания минусовых фонограмм для солистов. Наиболее ярким результатом творческой деятельности Дениса можно считать созданный им совместно с Евгением Аганиным и быстро набирающий популярность дуэт баянов.

Сравнительно новое сценическое направление, где есть место и современным ритмам и электронному звучанию, и динамичному шоу, быстро завоёвывает симпатии зрителей, становится популярным среди молодёжи. Одновременно талантливым оркестрантам театра и персонально Денису Плотникову с его экспериментами удалось обнаружить и определить место начавшему уже уходить в забвение баяну на современных сценических подмостках. Ещё не так давно в Забайкалье была своя сильная баянная школа, представленная маститыми исполнителями и педагогами, среди которых М.М. Жикин, В.С. Мистюков, В.М. Шапкин, Б.Г. Шевченко. В силу ряда объективных обстоятельств и естественного хода времени, традиции баянного исполнительства уходят в прошлое, забывается. Для кого-то пропагандируемое Денисом Плотниковым современное виртуозное искусство может показаться чрезмерно облегчённым, коммерческим, но сегодня именно этот лёгкий жанр выполняет максимальную просветительскую миссию, с чем соглашаются многие преподаватели народных инструментов в учреждениях музыкального образования. Может быть молодые солисты «Забайкальских узоров» и не ставят перед собой высоких просветительских задач, но эти задачи выполняются явочным порядком, по результату их всё более популярных выступлений. Обращает на себя внимание и другой яркий солист, выпускник Гнесинского института, балалаечник и басист Максим Исаченко. За годы обучения в «Гнесинке» он помимо своего «профильного» инструмента усвоил навыки виртуозной игры на бас-гитаре, а хорошее образование и личные дарования позволили ему в короткий срок освоить театральный репертуар и стать полноправным участником оркестра. Ярким и талантливым исполнителем оркестровой группы является и домристка Екатерина Рычкова.

Прошедшие годы демонстрировали серьёзные творческие прорывы у хоровой и хореографической групп «Забайкальских узоров». Теперь настало время инструменталистов. Надо отметить, что загруженность инструментальной группы театра в репетиционном и концертном процессе максимальная. Музыканты постоянно присутствуют на сцене, обеспечивая сопровождения спектаклей, концертных номеров, порой выходя на первый план. Но даже при таком графике новая талантливая и мобильная оркестровая группа «Забайкальских узоров» под руководством талантливого домриста Максима Кочнева за сравнительно короткий промежуток времени смогла создать самостоятельный репертуар из двух десятков, виртуозных, сбалансированных, жанрово выверенных номеров. Конечно,  огромную роль в выстраивании идеального ансамбля играет создание команды единомышленников, каждый из которых, являясь ярким солистом, вносит особый вклад в органичное целое.

Состоявшийся 23 февраля концерт показал, насколько разнообразной и глубокой может быть программа, построенная на выступлениях солистов оркестровой группы. Две-три,  идущие одна за другой пьесы способны полностью поменять эмоциональный настрой зала, неизменно сохраняя глубокую вовлечённость слушателя в происходящее на сцене. С большим мастерством исполняются пьесы из «золотого фонда» театрального репертуара, в течение многих лет подчёркивающие узнаваемое звучание коллектив. Это искрящаяся юмором «Русская плясовая» (солист Н.В. Сыроватка) и «вечнозелёный» музыкальный стандарт «Валенки» в обработке Широкова (солист М. Кочнев). Эти давно полюбившиеся публике пьесы прекрасно сочетаются с новыми аранжировками Дениса Плотникова, новым прочтением известного танго АстораПьяццоллы, искромётным попурри, каждый эпизод которого удивительно уместен в своей слитности с другими известнейшими лейтмотивами. Достигнутый оркестрантами «забайкальских узоров» творческий прорыв не в последнюю очередь обеспечивается поощрением творческого руководства. Художественный руководитель театра, заслуженный артист России Николай Сыроватка, сам являясь оркестрантом, охотно принимает участие во всех творческих поисках своих коллег, поощряя инновации и поддерживая необходимый градус репетиционной дисциплины.

Вне всякого сомнения, «Забузоровский драйв», получивший такие благоприятные отклики, это настоящее профессиональное концертное шоу. Одновременно это и пропаганда настоящего искусства, и воспитание юного зрителя и закрытие огромной пустующей жанровой ниши, в инструментальном народном исполнительстве. В течение вот уже очень долгого времени звучание народных инструментов во всём их многообразии практически не представлено в информационном пространстве. Совершенно иные приоритеты у отвечающих за музыкальные трансляции теле и радиопередач, да и на современной российской сцене не так уж много инструментальных групп народного направления высокого уровня. Строго говоря, современные коллективы инструменталистов-народников можно пересчитать по пальцам. Это, конечно, известнейший «Терем-квартет», это новосибирский «Сюрприз», это читинский ансамбль им. Николая Будашкина, до недавнего времени пользовавшейся заслуженной репутацией уникального коллектива виртуозов, и некоторые другие, чьё творчество,  к сожалению, имеет всё меньший охват среди массового слушателя. Инструменталисты народники, конечно, сохраняют цеховую солидарность, с искренним интересом наблюдая творчество своих коллег. Несомненно, оркестрантам «Забайкальских узоров», было приятно получить высокую оценку народного артиста России Андрея Гуревича, во время его недавнего визита в Читу. Исключительно важна и та поддержка, что выражается в одобрении и пристальном внимании к начинаниям молодых оркестрантов заслуженными старшими коллегами, исполнителями, педагогами. Ряд существенных и тонких наблюдений высказал по окончании «Забузоровского драйва» руководитель детского губернаторского оркестра при училище искусств Забайкальского края С.В. Гаврилов.

«Состоявшийся концерт стал настоящим открытием для Читы. У нас в таком направлении никто не работает. Балалайка, домра, баян, как выясняется, могут звучать современно, понятно и близко для людей разного возраста и в то же время традиционно. Такие выступления зрителям дают возможность испытать гордость за свою культуру, с радостью почувствовать свою сопричастность к традициям великого русского народа. Сочетать виртуозное исполнительство на народных инструментах с шоу, сравнительно недавнее изобретение и здесь очень важно удержать баланс между искусством и популярной музыкой. Считаю, что оркестрантам «Забайкальских узоров» это удалось.

В зале присутствовало много преподавателей-музыкантов, высоко оценивших концерт. Для любого педагога важно, чтобы дети приходили учиться в музыкальные школы. Многое тут зависит от воли родителей, а немногие родители, будем искренними, посещают концерты, особенно если речь идёт о народной музыке. По разговорам с некоторыми родителями можно легко понять, что их просвещённость в этом вопросе невелика. Но концерт «Забайкальских узоров» стал как раз таким мероприятием, где-было слышно, что вот эта прекрасная музыка, которая проникает в душу, сыграна на баяне, а не на синтезаторе, позволяет рассчитывать на новый рост авторитета народных инструментов в глазах слушателей. После такого концерта легко можно захотеть взять ребёнка за руку и отвести в музыкальную школу.

Живое общение с музыкальными инструментами – всегда праздник. В этом отношении жители КСК настоящие счастливцы. Восприятие таких попыток синтеза разных стилей профессиональными музыкантами может быть разным, но несомненно такие мероприятия развивают чувство прекрасного, дают пищу эмоциям, воображению. Хочется пожелать моим коллегам дальнейших успехов в их творческих поисках». 

Артисты оркестровой группы театра, в течение всего концерта властвовавшие над эмоциями слушателей были поощрены ценными подарками. «Забузоровский драйв» по сути принесший в репертуар театра ещё одну программу в оригинальном формате собрал полный зал зрителей. В зале не было равнодушных и как знать, может быть для кого-то из молодых зрителей впечатления этого вечера станут первым шагом на пути к профессии музыканта-народника. 

Дмитрий Бахаев

Поделиться в vk
VK
Поделиться в odnoklassniki
OK
Поделиться в telegram
Telegram
Поделиться в email
Email
Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять