Касса: (30-22) 25-08-01
Меню

О том, как «На тихой окраине» вершилась история великой России

В октябре минувшего года* Государственный театр национальных культур «Забайкальские узоры» при поддержке Министерства культуры Российской Федерации и Правительства Забайкальского края осуществил и представил на суд зрителя постановку нового уникального спектакля. Масштабное и одновременно проникновенное сценическое полотно, названное авторами «На тихой окраине» посвящено вечным ценностям – любви и патриотизму. Сюжет спектакля охватывает историю жизни нескольких поколений забайкальских казаков  – от момента закладки часовни в таёжной станице во времена российских первопроходцев до наших дней.

История пронзительная и яркая, полная динамичных и лирических эпизодов погружает зрителя в тонко переданную атмосферу быта молодого забайкальского казачества, дикую и прекрасную реальность степных кочевий, заставляет услышать огненную поступь яростно подступающей революции, роковой набат страшной войны. Эпическая театральная постановка, которую пришлось буквально выстрадать её создателям, стала результатом напряжённого творческого труда значительного числа людей из разных регионов России. По признанию автора идеи, художественного руководителя театра, лауреата Премии Правительства Российской Федерации,  заслуженного артиста России Николая Сыроватка, замысел постановки осмысливался и прорабатывался в течение нескольких лет. В разработке уникальной современной сценографии приняли участие талантливые и титулованные современные художники, обладатели премии «Золотая Маска» Анна Сорокина (г. Сочи) и Владимир Авдеев (г. Новосибирск). Литературный сценарий создан ярким драматургом и журналистом из Северска Томской области Ириной Яблоковой в соавторстве с Николаем Сыроватка.

Перед тем, как приступить к созданию спектакля, сценаристом было исследовано значительное количество исторических источников. Много ли на сегодняшний день известно широкой аудитории произведений литературы, искусства посвященных тому, что происходило на сибирской земле после прихода казаков Ермака? Навскидку на память приходит в основном, лишь эпическое полотно Василия Сурикова про покорение Сибири, да роман нашего земляка Василия Балябина «Забайкальцы». Но литературы о казачестве – научно-исторической,  публицистической,  художественной создано несравнимо больше, достаточно заинтересоваться и копнуть глубже. Ирина Яблокова буквально проштудировала огромный объём историко-краеведческой литературы о казачестве, знакомилась с документами, реальными свидетельствами. Пригодились и многолетние исследования казачьего фольклора Забайкалья, традиционно проводившиеся в  театре «Забайкальские узоры» едва ли не с момента его основания. Из всего множества разрозненной и неоднородной информации требовалось извлечь смысловую квинтэссенцию, пригодную для выстраивания достоверного драматического полотна высокого эмоционального накала. И соавторы-сценаристы после долгих поисков и экспериментов, после множества проработанных и отвергнутых черновиков, достойно справились со своей задачей.

Целью спектакля стало на примере одного небольшого казачьего поселения отразить важнейшие вехи становления российской государственности на её отдалённых неспокойных рубежах. «Историю России все мы изучаем по событиям её средней полосы – это объективная реальность. Фильмы, спектакли, книги в основном отражают события, происходившие много западнее наших широт – рассказывает Николай Сыроватка. – Это с одной стороны закономерно, поскольку средоточие культурных ценностей страны находится ближе к её истоку, формирование судьбоносных для державы решений происходит в центре, но и у нас, «на тихой окраине» вершилась история великой  России. С приходом в эти земли казаков Россия стала расширяться за Урал, за Байкал и дальше, вплоть до Тихого океана. В своё время это стало важнейшим геополитическим прорывом русской государственности, играющим важное цивилизационное значение в масштабе истории мировой».

В то же время спектакль «На тихой окраине» своим смысловым посылом решает задачи большие, чем просто отражение событий регионального значения. Культурная экспансия казачества в Сибирь и на Дальний Восток – остаётся одной из важнейших вех отечественной истории. Прирастание Сибирью сделало Россию могущественной сверхдержавой, под эгидой которой нашли защиту и возможность мирной жизни множество племён и народов.

Впрочем,  при всей обширности замысла спектакль «На тихой окраине» остаётся ясной и прекрасной в  своей строгости историей любви и преданности долгу,  историей о становлении забайкальского казачества и о сохранении великой России.  Одна из главных задач казачества – защита коренных народов, в спектакле отражена эпизодом трогательной любви молодого казака Семёна и бурятской девушки Мэдэг, которую он спас от степных разбойников. Эта лирическая линия не является надуманной, известно, сколько было смешанных союзов уже на ранних этапах освоения казаками Сибири.

С поражающей достоверностью и эмоциональной вовлеченностью играют свои роли артисты «Забайкальских узоров» Артём Лопатин, Виктория Якимова, Анастасия Кузнецова и остальные. Их зрелая актёрская игра выглядит тем более впечатляющей, если помнить, что никто из исполнителей главных, да и ролей второго плана не является профессиональным драматическим артистом. В драматических ролях  (а это, несомненно, полновесный драматический спектакль) заняты певцы, танцоры, инструменталисты не просто добросовестно «освоившие» серьёзный литературный текст, но и заставившие зрителей поверить в реальность характеров персонажей, в их историческую бытийность.

Артисты «Забайкальских узоров», не впервые выступают в амплуа драматических актёров, безотносительно своей основной творческой специализации, создавая рельефные характеры значительной художественной силы. Объяснением такой универсальности может служить, совершено особый, уникальный творческий подход к созданию спектаклей.

«На заре своего творческого пути «Забайкальские узоры» были ансамблем песни и танца, но в течение уже многих лет это не ансамбль, а театр – объяснил Николай Васильевич Сыроватка. –  Театром национальных культур мы назвались не только потому, что устраивали театрализованные концерты с элементами культуры разных народов – с самого начала речь шла о непосредственно театральном жанре.

Когда заходит разговор о театре, принято понимать под этим явлением театр классический, родившийся из античных мистерий, предполагающий искусство декламации значительных объёмов специального текста, театр из которого впоследствии выросли два базовых театральных жанра – трагедии и комедии. Но на протяжении многих столетий театральное искусство развивалось и сейчас это многообразнейшее и переменчивое явление,  отражающее во всей полноте облик современной культуры. Но если возвратиться к временам античности,  мы можем видеть, что и тогда существовала своеобразная альтернатива академическому театральному искусству – я говорю о ярких, приближенных к реальной жизни выступлениях флеаков – это был подлинный народный театр! На Руси у истоков народного театра стояли скоморохи. «Забайкальские узоры» можно считать театром народных традиций. Подобно древним скоморохам, каждый артист нашего театра оснащён не только своей непосредственной специализацией, но и обширнейшим арсеналом других творческих навыков, позволяющим практиковать универсальные амплуа на сцене. Каждый певец у нас умеет танцевать, многие танцоры могут петь и все, включая инструменталистов, осваивают мастерство сценической речи, драматической интерпретации звучащего текста, навыки актёра, играющего роль».

Следуя традиции «Забайкальские узоры» прекрасно отдают себе отчёт в том, что с тех времён народный театр как жанр прошёл длинный и сложный путь и продолжают свои инновации уже и относительно традиций народного театра. Поэтому спектакль «На тихой окраине» совсем не выглядит скоморошеским. Он требует значительной вовлечённости живого интеллекта – и от зрителей, и, по всей видимости, от актёров, даже некоторой философичности. Для народной постановки в нашем спектакле слишком много серьёзных драматических пассажей, звучит академическая музыка, декламируются стихотворения, наполненные высоким гражданским пафосом. Эти находки театру предстоит осмыслить, что-то больше не пригодится, что-то будет взято на вооружение – но несомненно, что все последующие постановки «Забайкальских узоров» будут так или иначе развивать и совершенствовать это поле совершённых творческих открытий.

«На тихой окраине» – спектакль во многом новаторский, достоверное воплощение на сцене исторических событий дело весьма непростое. И если по части актёрского мастерства у «Забайкальских узоров» был накоплен собственный богатейший опыт, то в области сценографии пришлось прибегнуть к сотрудничеству с зарекомендовавшими профессионалами. Объективной реальностью является тот факт, что в Чите практически невозможно найти ни опытного театрального сценариста, ни художника по костюмам, ни сценографа, уровень подготовки которых соответствовал бы требованиям столь необычной постановки. Здесь пригодились давние профессиональные контакты директора театра Марии Гуськовой, которая пригласила для участия в проекте известного художника по костюмам Анну Сорокину и художника-сценографа Владимира Авдеева. Запомнившиеся зрителям декорации и часть реквизита были изготовлены в Новосибирске. В результате в спектакле впервые, за всю историю нашего театра было использовано новейшее сценическое оборудование – сверхлёгкие декорации-трансформеры позволяющие монтировать необходимые сценические локации прямо по ходу спектакля, почти незаметно и совсем необременительно для зрителя.

Неоднократно на протяжении спектакля привычные для знатоков творчества театра народные номера сменяются тревожной и драматической музыкой Дмитрия Шостаковича, что, среди прочего, делает эту стройную музыкальную драму жанрово универсальной. Это ещё одна, интуитивно найденная инновация создателей спектакля, встретившая понимание зрителей. Едва ли какая-то другая музыка выражает атмосферу революционных преобразований, происходивших в России на рубеже эпох как музыка Шостаковича. Присутствие в ткани спектакля симфонических фрагментов позволило зрителю воспринимать происходящее на сцене более широко.

Исторический охват спектакля «На тихой окраине» очень широк и отражает жизнь нескольких последовательно сменяющихся поколений. В спектакле остро звучит тема Октябрьской революции, смены государственного строя. Некоторыми зрителями были отмечены отчётливо просматривающиеся симпатии создателей спектакля, отданных не реформаторам, вставшим на защиту обездоленного крестьянства, а казакам верных царскому режиму. Николай Сыроватка выразил позицию создателей спектакля следующим образом: «Мы не стремились сгладить противоречия, возникшие в казачьей среде с приходом революционного времени. Известно, что в эти годы казачество как класс, было воспринято как враждебная сила новому режиму большевиков. Означало ли это, что казаки были далеки от бед и чаяний своего народа? Нет, казаки всегда были и остаются частью своего народа, разделяющими все беды и лишения, выпадающие на его долю. Но в те смутные времена большинство казаков остались верны данной присяге. Многие просто не поняли, что происходит в стране, многие защищали свой привычный уклад. Это была одна из самых трагических страниц в истории России и в спектакле «На тихой окраине» мы постарались выразить всю их остроту».

Сегодня важно понимать, что, несмотря на все катаклизмы, на все изменения политического курса, казачество продолжало играть важную роль в жизни Отечества. Потомки казаков спустя короткое время, вместе с братьями по оружию обороняли рубежи государства на Халхин-Голе, и фактически участвовали в изменении хода Второй Мировой войны. В каждом последующим поколении можно встретить примеры беззаветного служения казачества своей стране. В наши дни мы видим, какое деятельное участие принимает забайкальское казачество в жизни своей малой родины. При этом не играет особой роли, куда судьба забросила казаков, идёт ли речь о районе Трёхречья или о далёкой Австралии. Казачество остаётся реальной составляющей современной истории нашей страны.

Созданный талантливым коллективом театра «Забайкальские узоры» в сотрудничестве с яркими, неординарно мыслящими профессионалами театрального дела из других городов спектакль «На тихой окраине» – это приглашение к размышлению над главными вопросами сегодняшнего дня. Что с нами творится? Куда мы идём? Почему мы не дорожим тем,  что завоёвано нашими предками? Один из центральных образов спектакля – разрушенный в пору лихолетья казачий храм, который в финале словно возрождается в душах молодых ребят, услышавших давнюю историю. Любовь к Родине, патриотизм, то, что однажды стало духовным рассветом забайкальской земли – бессмертно и будет возрождаться в новых поколениях снова и снова.

Примечание: * Премьера состоялась в 2016 году

Дмитрий Бахаев

Поделиться в vk
VK
Поделиться в odnoklassniki
OK
Поделиться в facebook
Facebook
Поделиться в twitter
Twitter
Поделиться в telegram
Telegram
Поделиться в email
Email

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Пролистать наверх