Новая точка отсчета

День рождения Забайкальского края ознаменовался важнейшим для региональной культуры событием – открытием на базе реконструированного дворца культуры в микрорайоне КСК нового здания Государственного тетра национальных культур «Забайкальские узоры». Торжественное мероприятие, состоявшееся в первый день весны, подвело итог долгого и напряженного труда. Накануне открытия учреждения директор театра и руководитель процесса реконструкции объекта Н.В. Сыроватка дал согласие на интервью для нашей газеты.

— Николай Васильевич, реконструкция здания бывшего ДК «Текстильщик» длилась несколько лет. По сути, это было строительство «с нуля», поскольку от старого дома культуры оставались только голые стены. Чем для Вас, человека, прежде всего, творческого, стал этот период?

— Это стало частью моей жизни, и одновременно, одним из самых ярких ее эпизодов. То, о чем я мечтал – свершилось. А мечта была давняя. Еще будучи молодым преподавателем культпросветучилища, я курировал «Текстильщик», тогда еще процветающий и служивший основным очагом культуры в микрорайоне КСК. Тогда там было много детских творческих коллективов, и единственный в области на тот момент самодеятельный оркестр русских народных инструментов при доме культуры. Такие оркестры, кроме «Текстильщика» существовали только при некоторых детских музыкальных школах. Руководила оркестром Людмила Тарасовна Гончарук, которая объединила в коллектив детей из неблагополучных семей. Это было большим и полезным делом.

Позже, когда дом культуры уже стоял пустой и заброшенный, мне хотелось вернуть те замечательные времена. Педагогический и творческий опыт подсказывал мне, что это вполне реально. Кроме того, как человеку, прожившему на КСК несколько лет, мне было очевидно, насколько необходим микрорайону такой очаг культуры, и что потеряли его жители, лишившись «Текстильщика». И вскоре, возможность осуществить мечту появилась. Правда потребовалось немало времени и труда, чтобы эта мечта воплотилась в жизнь.

— С какими трудностями Вы столкнулись в процессе реконструкции? Что служило главным препятствием в Вашей работе?

— Труднее всего было переломить сознание людей, ответственных непосредственно за процесс реконструкции по отношению к технологическим параметрам нового учреждения. Для строителей это был, прежде всего, очередной объект, такой же, как многие другие. А ведь учреждение культуры, тем более, если это театр, должно соответствовать совершенно определенным стандартам, где важно предусмотреть и особые акустические условия, и то, что здесь будут заниматься дети, и множество других особенностей. Образно выражаясь, здесь сами стены должны вибрировать по-особому. Было много споров, непонимания, порой приходилось доказывать очевидные вещи, отстаивать свою точку зрения.

Теперь, однако же, все позади.

— Когда Вы только начинали работать над восстановлением объекта, многие ли верили в успех задуманного предприятия?

— Откровенно говоря, уверенность окружающих была невелика. В успех проекта верили единицы, и если быть точным, то это было всего три человека. В успех проекта верил Губернатор края, министр культуры, и, конечно, я. Немного погодя уверенность появилась и у других людей, и их число все время росло.

Было за период реконструкции несколько критических моментов, когда и сам я думал – пойдет проект дальше или остановится? Но сомнения, и, тем более уныние, плохие советчики в работе. Работа продолжалась, и сейчас мы видим, что те, кто верил в успех сначала, не ошибались.

— Какова была роль жителей микрорайона КСК в успехе восстановления объекта? Чувствовали ли Вы их участие и поддержку?

—  Роль жителей КСК во многом была определяющей. Как депутат, сначала городской Думы, а  теперь Законодательного Собрания Забайкальского края, я веду еженедельный прием граждан. Могу сказать, что с начала реконструкции примерно 80% всех обращений, так или иначе, затрагивали вопрос восстановления бывшего ДК «Текстильщик». По сути, жители микрорайона во многом координировали процесс реконструкции. Многие приходили с советами, пожеланиями, порой с готовыми концепциями того, как и что здесь должно быть.

Благодаря этим предложениям окончательно сформировалась и концепция нового учреждения культуры. Это будет учреждение смешанного типа, скорее даже два учреждения в одном – профессиональный театр и дворец культуры с большим количеством разнообразных студий, небольшим кинотеатром. Как в старые добрые времена здесь будет кипеть кружковая работа.

— Вы упомянули о студиях, а я сразу вспомнил, что первоначальный замысел включал в себя и профессиональную студию звукозаписи. Это удалось уже воплотить в жизнь?

— К сожалению, на момент открытия нового здания, у нас еще нет профессиональной студии. Вместе с тем, мы не оставили эту идею. Безусловно, профессиональная студия звукозаписи, в которой, за отсутствием таковой в Чите испытывают острую потребность многие творческие коллективы и талантливые музыканты в недалеком будущем будет оборудована в помещении театра.

Рассчитываю на то, что тогда здесь смогут записываться не только местные артисты, но и гастролирующие коллективы из других регионов.

— Не опасаетесь ли Вы, что с переездом «Забайкальских узоров» в здание, удаленное от центра города, Вы потеряете часть своей постоянной аудитории?

— Совершенно не опасаюсь.  Здесь будет наша репетиционная база, это наш дом. Однако представлять на этой сцене только наши программы было бы ошибкой. Мы по-прежнему будем выступать и на других сценических площадках города, в краевом драматическом театре, в филармонии, будем гастролировать по муниципальным районам края.

Сейчас это еще мало кто осознает, но в Чите появился еще один прекрасный зал для концертов и спектаклей и это создает дополнительные возможности для обменных концертов и театральных постановок. Жители КСК, не предпринимая долгих поездок, смогут увидеть спектакли того же театра драмы, или любого другого профессионального коллектива, а сами коллективы получат новых зрителей. Это выгодно для всех.

— Вы упомянули, что на базе театра будет действовать много различных кружков и студий. Кто будет руководить их работой – артисты театра или приглашенные специалисты?

— Конечно, ряд специалистов мы примем на работу согласно вакансиям, по мере их возникновения. Вместе с тем, работа студий, это своеобразная стартовая площадка для начала педагогической деятельности артистов нашего театра. В сценическом искусстве, как и в спорте, есть определенный возрастной предел. Я всегда готовлю артистов «Забайкальских узоров» к тому, что настанет момент, когда нужно будет уступить место на сцене молодым и одновременно, воспользоваться своим жизненным и сценическим опытом для передачи знаний. Это важно и естественно для человека искусства, уметь быть востребованным и полезным людям в любом возрасте.

— Планируете ли Вы приглашать в новый большой зал театра коллективы из других регионов?

— И из других регионов и из-за рубежа. Концертный зал будет работать по типу филармонии. Одной из главных наших задач сейчас становится максимальное насыщение афиши учреждения обширным и разноплановым репертуаром. На большой сцене будут даваться театральные премьеры, проходить концерты академической и эстрадной музыки, всевозможные молодежные фестивали.

Думаю, со временем, для того, чтобы попасть на концерт любимого исполнителя, многие люди будут приезжать из центра города на КСК.

— Насколько меняются приоритетные направления работы театра с переездом в новое здание?

— Приоритеты наши не меняются, а вот область задач существенно расширится. Новые возможности позволят нам сосредоточиться на целенаправленной работе с различными группами населения – ветеранами, малообеспеченными семьями, и, конечно, с подрастающим поколением. Обеспечив творческую реализацию детей и подростков, мы сможем препятствовать росту безнадзорности, подростковой преступности, содействовать патриотическому воспитанию, пропагандировать здоровый образ жизни.

Широкие возможности открываются и в плане взаимодействия с национальными диаспорами. Сценическая площадка театра станет постоянным местом выступления для их творческих коллективов. Собственные программы театра еще в большей степени будут связаны с позиционированием наследия многочисленных национальных культур Забайкалья. Ведь в основе нашего творчества, прежде всего, лежит стремление к толерантности, укреплению межнациональных отношений, что, в конечном итоге означает воспитание Прекрасного в душе человека.

Беседовал Дмитрий Бахаев

Поделиться в vk
VK
Поделиться в odnoklassniki
OK
Поделиться в telegram
Telegram
Поделиться в email
Email
Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять