Николай Сыроватка – призвание и судьба

В современной истории Забайкалья есть имена прекрасно известные каждому. Эти люди, которыми по праву гордится край, запоминаются землякам благодаря яркой и деятельной жизни, реальным делам, влиянию на события общественной и культурной жизни. Таков Николай Васильевич Сыроватка отдавший служению культуре более 40 лет жизни. Вдумчивый, дальновидный руководитель, талантливый педагог, яркий и самобытный артист – таким его знают друзья, коллеги, многочисленные поклонники творчества. Достойный семьянин, отец двоих детей Николай Васильевич жизненным кредо избрал порядочность и ответственность перед людьми. Именно эта ответственность, по его утверждению и делает человека Человеком. Конечно, больше всего Николая Васильевича знают как создателя и художественного руководителя одного из самых известных и успешных в творческом плане коллективов края – государственного театра национальных культур «Забайкальские узоры». Зрительская любовь сопутствует коллективу много лет. Вместе с тем, деятельность Николая Сыроватка охватывает гораздо более обширное пространство. Создатель учреждений культуры, эффективный депутат, человек, умеющий объединить и сплотить других на благо служению краю, сегодня он продолжает работать, оставаясь в центре общественной и культурной жизни. Накануне юбилея Николая Васильевича Сыроватка мы предприняли попытку краткого обзора его богатого событиями жизненного пути. Этот небольшой очерк мы предлагаем вашему вниманию.

 

В Читу по распределению… насовсем

Николай Васильевич Сыроватка родился 27 мая 1954 г. в посёлке Джонки, Хабаровского края в семье рабочих. Отец воевал на фронте. Детство Николая Васильевича пришлось на годы восстановления страны от послевоенной разрухи. Люди радовались, что вернулись с войны. Они с энтузиазмом возводили заводы, фабрики, записывались на комсомольские стройки, осваивали целину. Это была эпоха возрождения страны, эпоха бардов, поэтов и нового театра. В школе Николай занимался в самодеятельности, играл на баяне. Увлечение музыкой определило выбор профессии. В 1975 году Николай Васильевич окончил Хабаровский государственный институт культуры по специальности «Культурно-просветительская работа» и по распределению уехал в Читу.

В Читинском культпросвет училище он руководил отделением народных инструментов. Новаторская преподавательская деятельность Николая Васильевича, постоянный творческий поиск позволили ему быстро завоевать авторитет у коллег и студентов и создали репутацию талантливого педагога, отзывчивого и порядочного человека.  Многие из выпускников Николая Сыроватка достигли серьезных успехов в профессиональной деятельности и сегодня стали известными деятелями культуры и искусства в разных уголках Забайкальского края.

«Забайкальские узоры» - начало

В 1977 году Николай Васильевич создал ансамбль «Забайкальские узоры». История будущего Государственного театра национальных культур начиналась с репетиций ансамбля преподавателей культпросветучилища. Сам основатель и художественный руководитель коллектива Николай Сыроватка рассказывает о первых шагах своего детища: «Это был обычный осенний день. Мы сидели с Борисом Григорьевичем Шевченко у него в кабинете и вспоминали студенческие годы. На тот момент Борис Григорьевич был уже заведующим клубным отделением читинского культпросветучилища, а я преподавателем оркестровых дисциплин. У каждого были свои творческие планы, свое представление о профессии и стремление принести как можно больше пользы музыке, училищу и нашим ученикам. И, конечно, нам хотелось играть.

Сейчас уже не сказать точно, кто, я или Шевченко, вспомнил слова нашего хабаровского преподавателя Бориса Напреева. Это в свое время был видный музыкальный деятель, профессор, композитор. Его произведения тогда были даже в репертуаре нашего ансамбля ЗабВО. Напутствуя меня, перед отъездом в Читу, куда мне выпало распределение, он сказал: «В Чите, я знаю, нет постоянного народного коллектива. Вот ты его и создашь». В общем, слово за слово и решение было принято. Коллективу в училище быть! «Давай, начинай! Пора — сказал мне Борис Григорьевич Шевченко – Я тебя поддержу». И буквально на другой день, собрав весь коллектив преподавателей, мы обратились к ним с предложением о создании на базе культпросветучилища постоянно действующего ансамбля педагогов.

Это было 7 октября 1977 года. Так началась история «Забайкальских узоров».

От ансамбля к театру

Ещё в статусе ансамбля «Забайкальские узоры» стремились сохранить, обобщить и пропагандировать региональные культурно-музыкальные традиции. Участники коллектива старательно собирали, изучали и бережно сохраняли образцы фольклора больших и малых народов и народностей, а также отдельных социальных групп населения, проживающего на территории Забайкалья и в целом России. И по сей день особой зрительской любовью пользуются программы, в основе которых лежит забайкальский фольклор: казачий, семейский, бурятский, эвенкийский. Все наиболее значимые постановки театра и важнейшие концертные программы следуют этому курсу интеграции традиционной культуры в современность.

И понеслись годы, полные творческих находок, открытий, концертов, гастролей, концертных программ. На шестнадцатом году существования коллектив «Забайкальские узоры»  получил статус муниципального и свою первую зарплату. Статус муниципального коллектива позволил начать интенсивную концертную деятельность. Создаются  концептуальные, и уже по-настоящему театральные программы «Забайкальских узоров»:  «Миф о России», «Песни российской деревни», «Страна белых снегов», «Сотвори в душе храм», «Ожерелье Забайкалья». Под лазурными небесами Франции были сняты оба фильма «Читинская сказка 1 и 2», впоследствии показанных по Центральному телевидению. В творческой биографии коллектива он стал отдельной значимой вехой. Совместный проект с Валентином Юдашкиным «Читинская сказка», концерты в Москве, Выступления на центральном телевидении, запись первых дисков… Гастроли в Республику Беларусь и многим городам России.

Популярность ансамбля росла, а статус муниципального налагал и определенные обязательства. В свое время «Забайкальские узоры» стали первым коллективом, который выехал для участия в культурной части официальной программы в Китайскую Народную Республику. Потом гастроли в сопредельные Забайкалью, Китай и Монголию стали постоянной практикой. Маньчжурия, Хайлар, Харбин, Далянь, Хух-хото, Мохэ, Пекин, Цындау, Шанхай… Творческое общение коллектива театра с китайской публикой не прерывается. Давняя дружба и совместные творческие проекты в разное время связывали коллектив театра «Забайкальские узоры» с именами виднейших деятелей отечественного искусства, такими как Олег Лундстрем, Александр Михайлов, среди друзей коллектива многие звезды эстрады, театра и кино.

Особенно важным было начало творческого сотрудничества с Государственным камерным оркестром джазовой музыки под управлением народного артиста России Олега Лундстрема. Родоначальник русского джаза, наш земляк-забайкалец, Олег Леонидович Лундстрем с большим интересом отнесся к творчеству «Забайкальских узоров». Он безошибочно разглядел и по достоинству оценил большой потенциал музыкантов из Забайкалья и вскоре написал специально для коллектива две аранжировки популярных в России песен. Сотрудничество с оркестром Олега Лундстрема было продолжено и после ухода из жизни его основателя, коллективы неоднократно выступали совместно.

Много позже, к 100-летнему юбилею Олега Лундстрема «Забайкальские узоры» дали старт масштабному фестивалю «Голос Забайкалья», носящему имя патриарха российского джаза. Первый фестиваль открылся в годовщину со дня рождения легендарного мастера.

В 2002 году «Забайкальские узоры» получают статус государственного коллектива. В декабре того же года коллектив принял приглашение Министерства культуры Российской Федерации выступить одним из ведущих участников Дней Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа в Москве. Это значимое для региона событие «Забайкальские узоры» прошли уже в статусе государственного театра национальных культур. На выступлениях «Забайкальских узоров» была построена большая часть московской программы, что неудивительно – коллектив давно и по праву пользовался репутацией «визитной карточки» забайкальской культуры.

О новом творческом прорыве детища Николая Сыроватка заговорили в 2005 году, когда в Чите состоялось одно из наиболее значимых событий культурной жизни десятилетия – V Всероссийский театральный форум «Театр-Информ 2005».  К театральному форуму была приурочена премьера масштабного этно-эко-спектакля «Забайкалье – сокровищница веков». Новаторский спектакль произвёл значительное впечатление на гостей форума. 21 февраля 2008 года вице-премьер Российской Федерации Сергей Нарышкин вручил Премии Правительства РФ авторам спектакля «Забайкалье – сокровищница веков», одним из  которых был и художественный руководитель Государственного театра национальных культур, Заслуженный артист РФ Николай Сыроватка.

Педагог, чиновник, депутат

Общественность Забайкалья знает Николая Васильевича и как человека внесшего значительный вклад в развитие культурно-социальных проектов в крае, который давно стал ему родным. Дав путевку в жизнь детскому эстетическому центру «Орешки», Николай Васильевич несколько лет руководил Управлением культуры г. Читы, особое внимание уделяя возрождению системы дополнительного художественного образования, оказывая содействие действующим и вновь открывающимся учреждениям, молодым дарованиям, уже состоявшимся, но не нашедшим себе применения представителям творческой интеллигенции.

Благодаря деятельному руководству Николая Сыроватка появились новые учреждения культуры: культурно-досуговые центры «Родина», «Юность», культурно-спортивный центр «Авиатор», муниципальный парк культуры и отдыха. Одним из приоритетов культурной политики стало возрождение традиций, национальных праздников, обычаев. Неизменной популярностью у горожан пользуются праздники, организованные в тот период учреждениями культуры г. Читы – Пасха, Масленица, День города, вечера балета, концерты с участием юных музыкантов и детских творческих коллективов. Целый ряд мероприятий был направлен на пропаганду здорового образа жизни, организацию молодежного досуга.

В 2001 г. Николай Васильевич добился принятия «Программы развития культуры г.Читы на 2002-2005гг». Результатами ее реализации стало начало капитального ремонта и реконструкция учреждений культуры. Творческие коллективы получили возможность гастролировать за пределами Читинской области, в том числе и за рубежом.

Неизменно, близко принимая к сердцу нужды и потребности простых людей, в декабре 2004 года Николай Сыроватка избирается депутатом Думы Городского округа «г. Чита». Предвыборная программа кандидата в депутаты Николая Сыроватка не содержала потока невыполнимых обещаний о создании в кратчайшие сроки рая на земле для всех своих избирателей. Там был только один пункт – восстановление здания разрушенного ДК «Текстильщик» в поселке КСК города Читы. После закрытия в этом крупном жилом массиве некогда знаменитого камвольно-суконного комбината лишь возрожденный очаг культуры был способен стать градообразующим предприятием. За годы работы депутатом оправдал доверие избирателей, эффективно работая над разрешением актуальных проблем посёлка КСК. В 2008 году Николай Васильевич  Сыроватка был избран в Законодательное Собрание Забайкальского края первого созыва по Кенонскому одномандатному избирательному округу №5.

Культурный ренессанс посёлка КСК

Главное обещание предвыборной программы депутата Сыроватка было выполнено: в сентябре 2008 года распахнул двери восстановленный под его руководством бывший ДК «Текстильщик», ныне преобразованный в Театр национальных культур «Забайкальские узоры». Сегодня это многофункциональное учреждение культуры нового типа — масштабный социально-культурный комплекс, ставший крупнейшим очагом культуры посёлка КСК, успешно решающий вопросы занятости детей и подростков, эстетического, нравственного и патриотического воспитания, задач просветительского и образовательного спектра.

Главная задача, которую поставил перед собой Николай Сыроватка, охват культурно-досуговой деятельностью детей и молодежи посёлка КСК.  Если смотреть объективно, уже одно присутствие такого значительного культурного брэнда как театр «Забайкальские узоры» стало способно одновременно сплотить ведущие творческие силы, сделалось залогом неослабевающего внимания широких слоев общественности к жизни постоянно развивающегося культурного центра.

Новое переформатирование театра коснулось сразу нескольких аспектов его деятельности. Как крупнейшее учреждение культуры на большом и густонаселённом пространстве посёлка Текстильщиков, «Забайкальские узоры» приняли на себя ответственность за охват как можно большего спектра культурных запросов живущих здесь людей. Но важнейшим ориентиром для Николая Сыроватка, как художественного руководителя театра, всегда оставались приоритеты государственной культурной политики. 

В эти годы театром успешно реализуются комплексные программы «Святая к Родине любовь» и «Вместе мы сила». В рамках проекта «Святая к Родине любовь» за годы его существования созданы важнейшие для театра программы, проведено значительное число мероприятий, охватывающее многотысячную аудиторию зрителей в Забайкальском крае и далеко за его пределами. Фестиваль-конкурс «Мой дедушка – герой!», также проходящий в рамках проекта, вот уже шестой год подряд собирает под своей эгидой детей и подростков от 3 до 17 лет. Впрочем, все эти мероприятия далеко не всегда связаны с военно-патриотической тематикой. В 2014 в рамках проекта в театре национальных культур «Забайкальские узоры» состоялась премьера концертно-театрализованной программы «БАМовский вальс», посвященной 40-летию начала строительства Байкало-Амурской магистрали, ежегодное  участие в культурной программе Забайкальского международного кинофестиваля и многих других мероприятиях.

От театрально исторических реконструкций до мюзиклов

В 2016 году Николай Сыроватка осуществил принципиально новый для театра национальных культур подход к постановке, создав спектакль «На тихой окраине…». Впервые артисты театра национальных культур, по большей части имеющие музыкальные специальности, выступили и в амплуа драматических актёров. Широкий исторический охват спектакля «На тихой окраине» отражает жизненный уклад нескольких последовательно сменяющихся поколений забайкальского казачества. Спектакль стал новым серьёзным шагом на пути создания универсального русского театра, синтезирующего в себе лучшие достижения театрального искусства на основе народных традиций. В этом спектакле Николай Васильевич выступил не только в качестве режиссёра-постановщика, но и как талантливый артист, в роли верховного вождя степных кочевых племён.

Значительным расширением жанрового спектра творческой деятельности театра был ознаменован 2018 год, когда в рамках сотрудничества с известным композитором Кимом Брейтбургом, Николай Сыроватка осуществил постановку сразу двух классических мюзиклов «Дубровский» и «Иван да Марья». Спектакли вызвали широкий резонанс не только в слушательской, но и в профессиональной среде, благодаря экспериментальному подходу к постановке Николая Сыроватка, наряду с инструментами симфонического оркестра, задействовавшего в музыкальном оформлении мюзиклов народную оркестровую группу и поющий без использования фонограммы во время спектакля народный хор. Несомненный успех в применении нового для театра формата упрочил сотрудничество с Кимом Брейтбургом и в  настоящее время театр готовит новый мюзикл композитора «Парижские тайны».

Как театральный коллектив «Забайкальские узоры» много лет остаются любимцами детворы, представляя на сцене новаторские интерактивные спектакли для детей, наиболее известные из которых «Волшебная лампа Аладдина» и «Бременские музыканты» пользуются особенным успехом. Развитие работы детского сектора одно из самых перспективных в деятельности театра «Забайкальские узоры». Недавно театр получил лицензию на осуществление образовательной деятельности, что вывело его на новый уровень в данном направлении работы. Неизменной востребованностью пользуются творческие студии детского центра «Гуранёнок», действующие при театре «Забайкальские узоры»: студия раннего развития, творческие студии по направлениям хореография, народное пение, театр, художественное мастерство, эстрадный вокал. И в этом немалая заслуга семьи подвижников культуры и образования, Николая Васильевича Сыроватка.

Когда Николай Васильевич Сыроватка, выполняя поручение президента Российской Федерации В.В. Путина, обещал восстановить бывший Дворец культуры «Текстильщик» в качестве многофункционального учреждения культуры, государственного театра национальных культур «Забайкальские узоры» многие жители КСК отнеслись к словам кандидата в депутаты гордумы скептически, мол, после выборов все забудется. Сегодня театр национальных культур «Забайкальские узоры» – это гордость не только поселка КСК, но и всего Забайкальского края. Спектакли «Забайкалье – сокровищница веков», «На тихой окраине», «Песни российской деревни» и многие другие основаны на легендах и преданиях народов Забайкалья. Все постановки объединяет одна тема – только мир и согласие дают каждому народу мудрость и силу. В студиях театра занимается более 600 увлеченных детей. Здесь они не только учатся красиво танцевать, говорить, петь, не только постигают азы театрального искусства, но и получают уроки нравственного воспитания. По инициативе Николая Васильевича в «Забайкальских узорах» в дни государственных праздников проводят различные конкурсы, организовывают праздничные мероприятия, которые не только настраивает людей на хорошее, позитивное настроение, но воспитывает гордость за свой край, свою родину.

Вместе мы – сила!

Важнейшим вкладом Николая Сыроватка в укрепление межнационального согласия в Забайкальском крае стало инициирование долгосрочного творческого проекта «Вместе мы – сила!», реализуемого в сообществе с национальными диаспорами и религиозными конфессиями Забайкалья.

Под эгидой «Забайкальских узоров» в рамках долгосрочного проекта «Вместе мы сила» проходят важнейшие календарные праздники различных национально-культурных традиций – Сагаалган, Новруз, Сабантуй, православная Пасха, Пурим, Международный день цыган и многие другие. Каждый из таких многолюдных праздников, наглядно показывает, насколько важными и своевременными сегодня являются мероприятия объединяющие людей под эгидой традиционной культуры.

В праздничных мероприятиях участвуют представители всех конфессий Забайкалья, которые основали еще одну традицию – во время кульминации праздника они пожимают друг другу руки и желают жить в мире и согласии. Культурное воспитание не только прививает нравственные устои, но и не оставляет места в душах людей для национальной и религиозной розни. И региональная культура – во всем ее многообразии и богатстве –  играет здесь ключевую объединяющую роль. Национальные праздники давно стали своеобразной точкой творческого и дружеского взаимодействия представителей различных культур и религиозных убеждений. Так на практике, во время творческих мероприятий и реализуются основные цели и задачи важнейшего гражданского проекта «Вместе мы сила».

Конечно, многолетний труд Николая Васильевича Сыроватка, посвящённый изучению, сохранению и возрождению традиций народов Забайкальского края, организация им огромного числа проектов, акций, мероприятий,  способствующего сплочению представителей национальных диаспор и религиозных конфессий, снискало ему заслуженное уважение среди единомышленников – всех, кому небезразлична судьба многонационального края. Закономерным стало избрание в 2018 году Николая Сыроватка руководителем Ассамблеи народов Забайкалья – общественной организации, ставшей уникальной площадкой для многостороннего диалога и выстраивания стратегий гармоничного развития региона, ставшего домом для представителей 114 национальностей.

«Опыт многих совместных мероприятий сплотил нас в единое сообщество, с глубоким пониманием и искренним уважением относящихся к традициям, обычаям и убеждениям друг друга — отметил Николай Сыроватка в одном из своих выступлений.

Общаясь тесно и тепло, мы смогли убедиться, что в основе всех традиций, всех религий лежат общие духовные и нравственные принципы, что позволяет нам, минуя все противоречия, работать на благо нашей общей родной земли».

Вместо эпилога

Одной из характерных черт Николая Сыроватка всегда была способность объединять несколько важных нитей в одно целое. Настоящий патриот, он никогда не отделял творческую жизнь свою и созданного им коллектива, ни от жизни государства, ни от жизни общества.

Так сложилось, что Николай Васильевич Сыроватка в течении всего своего творческого и трудового пути во главу угла ставил общие, глобальные и наиболее значимые проблемы вверенного ему жизненного пространства. Мы завершаем наш очерк словами самого Николая Васильевича Сыроватка, на наш взгляд исчерпывающее раскрывающее его жизненное и творческое кредо:

«Сценическое искусство, имеющее в основе народную культуру, может дать людям несравнимо больше, чем творческие открытия одного человека. Я расцениваю культуру, как форму существования того или иного народа. Изучая народную культуру, погружаясь в нее глубоко, поражаешься заложенному в ней потенциалу. Это неисчерпаемое богатство способно быть основой опыта еще многих поколений. Здесь скрыта масса идей. Творческий человек испокон веков идеолог в хорошем смысле этого слова. Только идеи артиста или творческого коллектива неизменно позитивны, созидательны. Такую творческую идеологию мы и ставим на службу государству».

Поделиться в vk
VK
Поделиться в odnoklassniki
OK
Поделиться в telegram
Telegram
Поделиться в email
Email
Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять