«Гуранёнок-2016». Послесловие

1-4 ноября в концертном зале Государственного театра национальных культур «Забайкальские узоры» состоялось долгожданное открытие VIII Международного конкурса-фестиваля детско-юношеского творчества «Гуранёнок». Творческий и организационный характер фестиваля также можно описать как зрелый, продуманный, целевой ив то же время универсальный. Несомненно, каждый новый фестиваль приносит уникальный опыт, но нечасто мероприятие такого масштаба, как «Гуранёнок» демонстрирует неуклонное развитие и ставшую обязательной новизну подходов.

О том, как проходила подготовка «Гуранёнка — 2016», о тенденциях и перспективах этого теперь уже прославленного фестиваля рассказала автор проекта и бессменный руководитель фестивального процесса, Лауреат государственной премии Правительства России, Заслуженный работник культуры Российской Федерации, Заслуженный деятель искусств Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа, Почетный профессор Восточно-Сибирской государственной академии культуры и искусств Галина Петровна Сыроватка.

— Галина Петровна, чем нынешний уже VIII по счёту фестиваль «Гуранёнок отличается от своих предшественников»?

— Прежде всего, количеством участников. Начиная с самого первого фестиваля, он отличался особенным размахом, что объяснимо, учитывая непреходящий и всеохватный интерес в обществе к детскому творчеству. Здесь и желание родителей осветить яркие дарования собственных детей, и стремление педагогов и ведущих творческих студий показать уровень собственного мастерства, креативности, представить на суд зрителей свои коллективы и, разумеется, неудержимая потребность творить у самих юных участников. Это было актуальным всегда, но нынешний год превзошёл все наши ожидания.

Фестиваль собрал под своей эгидой беспрецедентное количество талантливых детей – более тысячи. А за время подготовки оргкомитетом было рассмотрено свыше 1700 заявок. Надо заметить, отказа не получил никто, но по разным причинам некоторые из коллективов и отдельных конкурсантов не приняли участие в фестивале. Кто-то передумал, кто-то решил попробовать в следующий раз, кто-то просто не смог приехать – но были и такие, что прибыли в последний момент, минуя сроки подачи заявок. Жюри оперативно включилось в прослушивание, приняв во внимание и этих внезапных участников.

— Статус международного у фестиваля сохранился, но в то же время можно отметить и некоторое сужение географии «Гуранёнка»…

— Это действительно так. Если мы вспомним первый фестиваль, который состоялся в 2002 году, то увидим, что там было множество делегаций из многих регионов России и из-за рубежа. У нас выступали дети из Республики Беларусь, Еврейской автономной области, Московской, Амурской областей,  Красноярского, Хабаровского края, республики Бурятия. Этим выдерживалась идея творческого обмена с регионами, с которыми на тот момент у Читинской области действовали соглашения о сотрудничестве. Подготовка к фестивалю носила ярко выраженный межведомственный характер, стратегически его работа  направлялась комитетом культуры.

Серьёзную финансовую поддержку с самого начала оказал фестивалю первый губернатор Забайкальского края Равиль Гениатулин, лично контролировавший все культурные проекты,  вникавший во все детали. Уже первому фестивалю сопутствовал значительный общественный резонанс. Приветственные телеграммы участникам фестиваля адресовали И.Д. Кобзон, Г.Г. Дадамян, Ю.М. Соломин и многие другие видные деятели культуры и искусства. Был задействован громадный ресурс, человеческий, интеллектуальный, творческий.

— Но год от года фестиваль менялся…

— Тому были веские причины. В связи с глобальным экономическим кризисом были существенно скорректированы – и не в сторону расширения, финансовые возможности фестиваля. Стало другим и отношение к фестивалю вскоре сменившейся власти. «Гуранёнок», не растерявший своей массовости, в то же время превратился в более локальный, региональный творческий проект. Международный статус фестиваля нам удалось сохранить не в последнюю очередь благодаря приграничному положению Забайкальского края, а также благодаря той помощи, что вплоть до нынешнего фестиваля нам продолжает оказывать министерство внешнеэкономических связей. Делегации из Монголии и Китая – постоянные гости и  одновременно участники «Гуранёнка», и можно без преувеличения отметить, что вклад иностранных творческих делегаций в фестиваль неизменно весом и значим для нас.

Сужение географии фестиваля имело и свои хорошие стороны, позволив нам практически снять количественные ограничения по участию в конкурсе наших забайкальских одарённых детей. Таким образом, немного потеряв в парадности «Гуранёнок» стал ещё более народным, демократичным и доступным для самого широкого числа участников. По сути именно сейчас он стал в полной мере выполнять изначально заложенную в него идею глобального творческого форума, объединяющего огромное количество детей, которым в будущем предстоит формировать и развивать культуру региона.

— Ещё одно бросающееся в глаза отличие нынешнего фестиваля – его локализация на одной сценической площадке, в театре «Забайкальские узоры», в то время как раньше мероприятия «Гуранёнка» охватывали большинство крупных учреждений культуры.

Оргкомитет фестиваля полностью сосредоточен в «Забайкальских узорах». Зал и сцена театра – единственное пространство, на которое мы, безусловно, можем рассчитывать. В этом есть свои плюсы и минусы. Плюсы в том, что есть возможность полностью контролировать процесс прослушивания номеров по всем номинациям и всегда иметь цельную картину происходящего. Да и самим участникам удобно ориентироваться на одну главную площадку, где каждый может рассчитывать на внимание максимально широкой зрительской аудитории. Минусы в ограниченном человеческом ресурсе для максимально соответствующей уровню фестиваля организации его мероприятий. Порой у нас просто не хватает рук и каждому занятому фестивалем сотруднику приходится заниматься одновременно несколькими делами. 

Тут хочется выразить огромную благодарность руководству и студентам краевого училища культуры, которые остаются нашими неизменными союзниками и партнёрами ив рамках «Гуранёнка» и в реализации многих других проектов. Ощутимую поддержку и внимание мы чувствуем от министерства образования Забайкальского края, принявшее участие в формировании призового фонда, на нынешнем фестивале очень активно работали сотрудники дирекции социальной сферы ОАО РЖД. И конечно, члены жюри проделали громадную работу в эти дни.

— Состав жюри фестиваля,  надо отметить, просто поражает воображение – и числом и статусом представителей.

— Таким жюри, несомненно, можно гордиться – это настоящее созвездие экспертов, известнейших в крае и за его пределами, людей на которых держится региональная культура. Это не только эксперты самого высокого полёта, но и сами люди творческие, находящиеся в активном процессе созидания, реализации собственных проектов. Расширенный состав жюри отчасти объясняется введением в конкурс новых номинаций, таких ка «прикладное художественное творчество». На сей раз оно было представлено у нас не так хорошо, как хотелось бы, но я считаю, что если достойно развивать это направление, а мы будем это делать, то у него не меньшие перспективы, чем у хореографического или вокального искусства.

— «Прикладным», но, несомненно, творческим элементом организации фестиваля можно назвать и изготовление соответствующей сувенирной продукции, позволяющей широко позиционировать мероприятие.

— На этот аспект мы смотрим гораздо шире. Сувенирная продукция «Гуранёнка» является не только частью обязательной в таких случаях рекламной кампании – она занимает важное место среди поощрительных призов. А получить поощрение за участие в фестивале, я считаю, должны обязательно все участники. Кто-то безусловно лучше подготовлен или показал особенно яркий, оригинальный номер, но «Гуранёнок» это не спартакиада, тут само участие уже означает, что ты являешься частью большого творческого потока. Здесь каждый ребёнок вносит свой вклад, каждый участник для нас важен и мы стараемся сделать так, чтобы участники это почувствовали. Поэтому призы, те или иные получают все. Кто не стал лауреатом – получает диплом участника. Подарки важны, в том числе и сладкие призы с символикой фестиваля, в этом году к «Гуранёнку» мы приготовили большие плитки брендированного шоколада – это тоже дорогого стоит.

Дипломы и сувениры значимы для одарённого ребёнка не только как память о победе в конкурсе, это ещё и часть творческого портфолио, которое формирует понимание востребованности молодого таланта, отмечает определённые вехи с самого начала его творческого пути.

 — Т.е. важна не победа,  а участие?

— Важна возможность донести плоды своего творчества до широкой аудитории, до как можно большего числа людей, заявить о себе и найти единомышленников. Поэтому мы считаем одной из главных целей фестиваля не выявление небольшой группы особо одарённых, из которых потом кто-то будет лепить «звёзд», а организацию возможности дать высказаться как можно большему числу детей.

«Гуранёнок» с самого начала задумывался как фестиваль-помощник для организации массового детского творческого движения. В начале нулевых все мы особенно остро почувствовали тот вакуум, который образовался с ликвидацией пионерии, распадом устойчивой системы творческой занятости для детей и подростков. Такие задачи мы ставили тогда перед собой в комитете культуры, это же всегда было одним из главных направлений деятельности «Забайкальских узоров». Следует так же отдавать себе отчёт в том, что «Гуранёнок» это не просто трибуна для творческого состязания детей и подростков, это ещё и явленный на суд зрителя труд огромного числа родителей, педагогов. Это прямой творческий и духовный результат правильного воспитания, развития детей, способ обменяться творческими находками,  почувствовать себя частью значительного общественного явления.

— Частота проведения фестиваля на этот раз, кажется, немного сбилась?

— Совершенно верно. Первоначально «Гуранёнок» задумывался к проведению один раз в два года. Это давало его участникам, да и организаторам, больший разбег для подготовки и осмысления результатов предыдущих конкурсов, кроме того, предполагалось некоторое продвижение фестиваля, быть может, на федеральный уровень, участие большего числа регионов России – по крайней мере, первый фестиваль позволял думать в этом направлении. Но сейчас мы поняли, что гораздо важнее позаботиться о сохранении имеющегося у нас огромного забайкальского творческого потенциала. Нас переориентировали сами участники – педагоги, родители,  руководители студий и творческих коллективов. Нынешние реалии таковы, что конкурсов, подобных «Гуранёнку» (а их и раньше было негусто) в России стало совсем немного. Участие в тех конкурсах, что всё же проводятся сильно затруднено,  в силу неподъёмной расходной части на организацию поездки. Приехать в Читу гораздо проще, и как показывает опыт, обеспечивает гораздо большую творческую отдачу. Люди осознают, что это реально работающий проект. «Мы будем приезжать на «Гуранёнок» как бы тяжело нам не было. Других таких конкурсов сейчас просто нет» — это реальные отзывы наших участников.

— Четырёхдневный творческий марафон завершился.  В гала-концерте, если я правильно посчитал было 45 номеров. Как Вы оцениваете нынешний действительно громадный фестиваль – достигну ты ли поставленные задачи?

— А вы обратили внимание, на то, что гала-концерт, вместивший столько номеров плюс награждение, вовсе не выглядел затянутым? Люди в зале были до самого конца, никто не уходил и никто не скучал. Мне кажется, это достаточно яркая иллюстрация того, что наши цели достигнуты. Конечно, на этом фестивале было много открытий, удивляющих и радующих. Мы увидели, как выросли коллективы из разных районов в номинации «хореографическое искусство». Мы увидели множество прекрасно поставленных исторических танцев, композиционно безупречной режиссуры,  услышали прекрасно подготовленных юных певцов,  некоторые из которых уже сейчас вполне могут выступать на практически профессиональном уровне. Мы стал свидетелями рождения нового «изобразительного» направления «Гуранёнка» и поняли, что с каждым новым фестивалем это направление будет развиваться и крепнуть.

Но самое главное, это сама атмосфера четырёхдневного действа объединившего более двух тысяч детей и взрослых во имя созидания, творчества, испытавших настоящую радость быть и творить вместе, учиться и чему-то учить других.

Беседовал Дмитрий Бахаев

Поделиться в vk
VK
Поделиться в odnoklassniki
OK
Поделиться в telegram
Telegram
Поделиться в email
Email
Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять