«Голос Забайкалья» — убедительный старт

2 апреля вся Россия отметила 100-летний юбилей со дня рождения выдающегося российского музыканта Олега Лундстрема. Для забайкальцев, это особая дата, ведь патриарх русского джаза родился в Чите. В рамках славного юбилея была запланирована целая серия мероприятий, последние из которых состоятся ещё только осенью, но важнейшей точкой этих торжеств, несомненно, остаётся день рождения маэстро. Именно в этот день в теперь уже далёком 1996 году состоялось триумфальное возвращение Олега Лундстрема на малую родину, именно в этот день – двадцать лет спустя – на сцене Государственного театра национальных культур «Забайкальские узоры» стартовал Первый международный конкурс эстрадно-джазового вокала «Голос Забайкалья». 

Творческий проект, с первого дня своего существования носящий имя О.Л. Лундстрема, официально родился чуть более полугода назад, но уже сегодня совершенно очевидны его куда более глубокие корни. Истоки конкурса следует искать в событиях двадцатилетней давности,   в завязавшемся сотрудничестве между Олегом Лундстремом и «Забайкальскими узорами». Выдающийся музыкант, привязанный к своей малой родине и до конца дней называвший себя забайкальцем, самим своим возвращением положил начало процессу возрождения интереса к джазу среди земляков. Оказалось, что джаз сегодня способен не только привлечь полный зал зрителей, но и стать одним из жанров музыки наиболее востребованным публикой. 

Ярким, но, к сожалению, в полной мере не реализованным замыслом тех лет стал совместный проект лундстремовского оркестра и театра «Забайкальские узоры»  «Олег Лундстрем – достояние России», в рамках которого прошло несколько совместных выступлений двух коллективов. Олег Леонидович Лундстрем тогда с большим интересом отнесся к творчеству театра, являющегося «визитной карточкой» музыкального Забайкалья. Он безошибочно разглядел и по достоинству оценил большой потенциал музыкантов и вскоре написал специально для коллектива две аранжировки популярных в России песен. Как настоящее сокровище хранят «Забайкальские узоры» две удивительных аранжировки народных песен, написанные рукой Олега Лундстрема.

В последующие годы состоялось несколько попыток организации  на забайкальской земле джазового фестиваля, и эта идея, в конце концов, увенчалась успехом. Но уже во время первого читинского фестиваля стало очевидно, что в Забайкалье сегодня не так уж много местных артистов, исполняющих джазовую музыку. Прав оказался известнейший пианист Даниил Крамер, когда в интервью порталу «Забмедиа» доброжелательно охладил пыл мечтателей, желающих в сжатые сроки сделать из Читы столицу российского джаза. 

— Я предпочитаю не громкие слова, а реальные дела, — сказал тогда джазмен. — Чита, действительно, является родиной легендарного музыканта Олега Лундстрема. Но спросите себя, почему он стал музыкантом не в Чите, а уехав отсюда? Ответ прост — здесь нет должной среды.

По справедливому замечанию Крамера, чтобы сделать столицу Забайкалья одним из джазовых центров России, необходимо создать «ареал обитания музыкантов». Прививать джазовую культуру на забайкальской почве придётся с нуля, поколение музыкантов играющих и поющих джаз предстоит буквально вырастить и воспитать. И никакие, даже самые масштабные и красочные фестивали, при всей их безусловной необходимости и востребованности, не помогут решить эту задачу. Музыкантов, которые в будущем составят ядро региональной джазовой «тусовки» важно отыскать среди множества талантливых детей и подростков, молодых людей, чей талант до сих пор не нашёл дорогу к широкой аудитории. Затем этим талантам важно придать правильный вектор развития, помочь раскрыться в полной мере и обеспечить возможность доступа к слушательской аудитории.

Это прекрасно понимали организаторы конкурса «Голос Забайкалья».  Весьма символично, что старт конкурса пришёлся на день столетнего юбилея со дня рождения Олега Лундстрема. Таким образом, словно была задана  точка отсчёта – нового творческого столетия, новой музыкальной истории Забайкальского края. Оргкомитетом конкурса была проделана громадная подготовительная работа.  За время подготовки к фестивалю было подано свыше 150 заявок на участие из муниципальных районов края, а также из Монголии и Китая. Обилие участников породило настоящую конкурентную борьбу, ведь в финал прошли только двадцать четыре участника. Но, как справедливо отметили ведущие во время концерта — в этом конкурсе были победители, но не было проигравших. Буквально все участники проекта были услышаны, замечены во время прослушивания, буквально для каждого с участия в конкурсе начался новый путь к творческой самореализации.

С самого начала конкурсу поставлена высокая планка в оценке мастерства исполнителей. В жюри не было людей случайных или приглашённых «для веса» — искусство молодых певцов оценивали вокалисты и педагоги, за плечами которых собственный тернистый путь творческих взлётов и падений, а у некоторых огромный опыт преподавания вокального мастерства. Конкурс судили специально прибывшая из Москвы эстрадно-джазовая певица, педагог по вокалу Маргарита Колотилина, заслуженный деятель искусств Забайкальского края, главный хормейстер театра национальных культур «Забайкальские узоры», преподаватель Забайкальского краевого училище культуры  Анастасия Кузнецова,  художественный руководитель Дворца молодежи «Мегаполис», руководитель эстрадной студии «Hit Kids» Евгения Пляскина и обладательница золотой медали «Надежда Сибири», педагог студии эстрадного и джазового вокала, выпускница  Российской академии музыки имени Гнесиных, солистка театра национальных культур «Забайкальские узоры» Армине Керобян. Многие помнят, казалось бы, недавний дебют Арминэ на Первом международном фестивале детского творчества «Гуранёнок», совсем маленькая, но удивительно талантливая девочка, исполнившая песню на армянском языке, заслужила бурные овации зрителей. Замеченная руководством Министерства культуры, юная исполнительница тогда получила путёвку в жизнь, и теперь, завершив своё профессиональное образование, сама воспитывает подрастающее поколение молодых певцов. Пятым членом и председателем жюри выступила руководитель проекта «Голос Забайкалья», председатель Оргкомитета конкурса, Лауреат премии правительства России, заслуженный работник культуры России Галина Сыроватка. «Голос Забайкалья» —  её идея и её новое творческое детище, такое же, как когда-то ставший знаменитым «Гуранёнок»,  а ещё раньше проект «Олег Лундстрем – достояние России». Именно с её подачи зародилось долгое сотрудничество «Забайкальских узоров» и оркестра Олега Лундстрема.

Прекрасно отдавая себе отчёт во всех сложностях развития творческих проектов такого масштаба, зная все возможные подводные камни и коварные течения, Галина Сыроватка заранее позаботилась о том, чтобы уже на стадии решения первоначальных оргвопросов, конкурс прочно встал на ноги, без оглядки на гримасы экономического кризиса и недостаточность финансирования отрасли культуры из бюджета края. Одновременно с приёмом заявок на конкурс и отслушиванием талантливых претендентов, была предпринята профессионально разработанная пиар-кампания, велась серьёзная работа со спонсорами. Среди компаний и предпринимателей, откликнувшихся на призыв, были инновационная клиника «Академия здоровья», торговая компания «Магитон», сеть цветочных салонов «Глориоза», кондитерские предприятия «Гранд» и «Сладкий дом», корпорация «Сибирское здоровье и др». Спонсорская поддержка, послужившая прекрасным примером государственно-частного партнёрства в области культуры, в свою очередь, позволила обеспечить достойное вознаграждение победителям, предусмотреть памятные подарки другим финалистам,  создать в зале, где проходил гала-концерт незабываемую праздничную атмосферу.

Концертный зал театра национальных культур «Забайкальские узоры» в этот день напоминал поэтическое пространство волшебной звёздной ночи. Где-то в глубине тёмного «неба», среди мерцающих «звёзд» парил портрет маэстро Лундстрема с дирижёрской палочкой в руке. Перед началом концерта был показан семиминутный фильм о связи патриарха российского джаза с Забайкальем. Зрители увидели уникальные кадры, многие из которых никогда не выходили в широкое вещание, некоторые впервые соприкоснулись с именем человека-легенды и получили возможность впервые приобщиться к важнейшим страницам культурной жизни своей малой родины. Участников гала-концерта приветствовала врио руководителя Министерства культуры Забайкальского края Мария Гуськова. Поздравив участников проекта с открытием конкурса, по замыслу организаторов проводимого в день празднования 100-летия со дня рождения Олега Лундстрема, Мария Николаевна со сцены прочла напутствие нынешнего руководителя лундстремовского оркестра Бориса Фрумкина, отправившего праздничную телеграмму.

После этого начался концерт, пролетевший, казалось на одном мгновении. От самого первого яркого и задорного попурри в исполнении юных конкурсантов, впервые выступивших на сцене вместе до полётного, глубоко поэтичного номера Александра Хамуева «Белые крылья» из репертуара Валерия Ободзинского действо на сцене совершалось, кажется, на одном дыхании. Обращал на себя внимание уровень подготовки номеров, где совершенно не было незапоминающихся, проходных песен. Все без исключения участники выступили с большой убедительностью и чувством художественной меры и вкуса, за которыми угадывался богатый творческий  опыт заботливых преподавателей. С безыскусной лёгкостью и теплотой, с особой энергетикой юной искренности звучали номера в исполнении группы «Hit Kidds», Дианы Бондарюк, Батора Цыреннамдакова, Михаила Добрынина и вокального ансамбля «Акварель» и других. Разумеется, в это вечер в зале звучал не только джаз, но то, что спецификой конкурса стала максимальная жанровая толерантность, только добавило ему красок. Ведь современная эстрадная музыка, в определённых своих аспектах смыкаясь с джазом, неизменно предполагает высочайший профессионализм и самый широкий эстетический кругозор. Создание нового современного музыкального пространства в Забайкалье не должно быть одномерным – лишь тогда стает возможным подлинное возрождение и развитие.

Отдельным сценическим блоком выступили члены жюри. Выступление профессионалов открыла Евгения Пляскина, исполнив песню с символическим названием «Нас бьют, а мы летаем» из репертуара Аллы Пугачёвой. Оглушительные аплодисменты сорвал дуэт Галины Сыроватка и Арминэ Керобян «Опять метель» Константина Меладзе, затем Арминэ вернулась на сцену одна с песней «Адажио» — одним из наиболее удачных современных переложений знаменитой пьесы Альбинони. Стильно и незабываемо прозвучала классика стиля соул «Georqia on My Mind» в исполнении Маргариты Колотилиной, хормейстер «Забайкальских узоров» Анастасия Кузнецова вышла на сцену в сопровождении вокального бэкграунда театральной хоровой группы. Этот представительский блок в очередной раз удостоверил серьёзность творческих сил, стоящих за идеей конкурса и обоснованность вердиктов жюри.

Настал волнующий момент награждения победителей. Специальный диплом «Самому Юному участнику» был вручён воспитаннице театра национальных культур «Забайкальские узоры», шестилетней Алине Вологдиной. Поощрения удостоились зарубежные гости Дуэт из Китая — Ян Фань, Сюй Нин и солист из Монголии Нармандах Ууганбаяр. Последовали наградные дипломы участникам в номинациях «Соло», «Ансамбли» и «Авторская песня». Самая многочисленная номинация «Соло» предполагающая лауреатство пяти степеней, охватила максимальное количество участников, не оставив без внимания ни одного достойного исполнителя. Дипломов удостоились и руководители, чей вклад в победу воспитанников также не вызывает сомнений. Совершенной неожиданностью стало объявление двойного гран-при. Победители конкурса, студенты Александр Хамуев и Екатерина Долженкова представили свои номера с такой убедительностью и профессионализмом, что мнение жюри было единогласным – гран-при должны получить оба молодых исполнителя. Победители конкурса были удостоены высокой чести выступить на сцене вместе с Государственным оркестром джазовой музыки им. Олега Лундстрема. Об этом, совершенно особенном условии конкурса, сообщалось в поздравительном письме нынешнего руководителя оркестра Бориса Фрумкина. Возможно, это знаковое выступление станет для молодых исполнителей «точкой выхода» на большую сцену. Вспомним хорошо известную среди российских джазменов крылатую фразу «У оркестра Олега Лундстрема всегда было правило – не прибегать к услугам звёзд. Звёздами становились у Лундстрема».

Результаты Первого международного конкурса исполнителей эстрадного и джазового вокала «Голос Забайкалья» продемонстрировали, что потенциал для создания нового музыкального пространства в регионе есть и достаточно обнадёживающий. Проект получил хороший общественный резонанс, были открыты новые имена талантливых молодых исполнителей, определены перспективы дальнейшего развития конкурса, который теперь будет проводиться ежегодно. Имя Олега Лундстрема выдающегося исполнителя джазовой музыки станет своеобразным талисманом для его участников, а также безусловной гарантией того, что год от года движение молодых исполнителей в Забайкалье будет развиваться и крепнуть. Огромный талант великого музыканта послужит ориентиром для продолжателей, даст ещё много благодарных ростков в музыкальном поле нашего края.

Дмитрий Бахаев

Поделиться в vk
VK
Поделиться в odnoklassniki
OK
Поделиться в telegram
Telegram
Поделиться в email
Email
Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять