В последний день осени в Государственном театре национальных культур «Забайкальские узоры» состоялся премьерный показ этно-спектакля по произведениям Николая Кузакова «Лунные колокола». Этой впечатляющей премьерой завершилась серия мероприятий масштабного межрегионального культурного форума «Вместе мы – сила!», реализованного в рамках Национального проекта «Культура» при финансовой поддержке Министерства культуры Российской Федерации. Оглядываясь назад на мероприятия форума, можно поразиться, как за короткий срок силами небольшой, но сплочённой команды креативных организаторов и одного учреждения культуры, при поддержке общественной организации Ассамблея народов Забайкалья в сжатые сроки был реализован огромный и разноплановый проект, пробудивший широчайший общественный резонанс.
Основное мероприятие форума, приуроченное к празднованию Дня России, 12 июня собрало на площади Читы свыше 10000 зрителей, в течение дня посетивших десять тематических площадок. Под открытым небом расположился этнический комплекс «Забайкалье многонациональное», включающий в себя русское подворье, бурятскую юрту, эвенкийский чум, цыганскую кибитку, восточную чайхану, армянский дворик. Следующим мероприятием стала выставка работ мастеров декоративно-прикладного и изобразительного искусства «Забайкалье многонациональное». Выставка прошлаа в два этапа, по сути это было два полновесных мероприятия — 12 июня под открытым небом и с 1 по 5 ноября в Театре «Забайкальские узоры» в рамках Международного фестиваля детско-юношеского творчества «Гуранёнок».
Спустя недолгое время театр «Забайкальские узоры» и Ассамблея народов Забайкалья провели круглый стол на тему «Праздничная культура народов России – залог дружбы и согласия». В тот день представители национальных диаспор Забайкальского края обсудили ключевые моменты проблематики развития праздничной культуры в регионе и приняли резолюцию, одобренную всеми участниками мероприятия о необходимости координации всех заинтересованных сторон, включая общественные организации, государственные и негосударственные объединения, бизнес-структуры в реализации комплексного развития праздничной культуры в Забайкальском крае.
Наконец состоялась премьера этно-спектакля «Лунные колокола», новаторской постановки, затрагивающей важнейшие реалии современной духовной жизни многонациональной России. Поставленный по незаслуженно забытой книге забайкальского писателя, журналиста Николая Кузакова, спектакль одновременно вернул в пространство общественного внимания ярчайший философско-поэтический текст и поднял острейшие проблемы сохранения природы и исконной народной традиции, погружённой в природу. Вклад Кузакова в забайкальскую литературу весом, но всё ещё недостаточно осмыслен и оценён современниками. Уже довольно давно краевым театром драмы были поставлены два спектакля по прозе писателя: «Любовь шаманки» и «Рябиновая ночь», но с тех пор выросло целое поколение читателей, незнакомых с творчеством автора. «Лунные колокола» последняя книга Кузакова, была издана в 1998 году и, к сожалению, осталась почти незамеченной. Во время подготовки спектакля его создателям приходилось сталкиваться с удивлёнными откликами ценителей забайкальской литературы, которые не только не читали этой книги, но и не слышали о ней. Между тем, яркие, глубоко-поэтические тексты Кузакова достойны самого благодарного читателя. Неоднократный опыт постановки произведений автора на сцене также не случаен. Основательный визионерский посыл кузаковской прозы оставляет неограниченные возможности для экспериментов в организации сценического пространства, воссоздания гипнотической атмосферы древней забайкальской тайги, где разворачиваются сюжеты старинных мифов и легенд. Этот потенциал наполненного поэзией текста Кузакова остро почувствовала автор замысла постановки Галина Сыроватка.
Подготовка спектакля начиналась с вдумчивого чтения вслух больших отрывков, с погружения в текст. Из этого осмысления рождались образы героев, эскизы декораций, костюмов, представления о звуко и светорежиссуре, мультимедийной составляющей спектакля. Сразу было ясно, что «Лунные колокола» потребуют подключения значительного арсенала выразительных средств, что это не просто играемая на сцене театральная пьеса. Воссоздать атмосферу древних легенд помогли удивительные яркие костюмы, сочетающие в себе мотивы декора разнообразных национальных традиций, сложно организованные декорации, позволяющие демонстрировать тектонические изменения на поверхности земли в результате бурь, землетрясений и вмешательства богов. Отдельного сценария потребовало освещение спектакля и здесь его создателям удалось достигнуть впечатляющих эффектов. Каждый новый эпизод на сцене рождался в режиме визуального пиршества, где при помощи светорежиссуры расставлялись нужные смысловые акценты, многократно усиливался эффект воздействия драматического текста. Но и этим визуальная составляющая «Лунных колоколов» не исчерпывается. Для спектакля был собран целый фильм, транслируемый на большом экране и поддерживающий сценическое повествование, порой даже перехватывая сюжетную инициативу у главных героев. Сама забайкальская природа раскрывает тайны своего многовекового бытия через впечатляющий видеоряд. Со зрителями начинают говорить зеленеющие сопки, выветренные степи, величественные скалы. Конечно, текст подобный кузаковскому, не мог быть осмыслен на сцене без глубокого погружения в музыкальную ткань. Здесь экспериментирование с синтезом различных пластов музыкальной культуры, всегда присущее театру «Забайкальские узоры», вышло на новый уровень. Вся звуковая палитра спектакля, сочетающая в себе музыку разных эпох и жанров – от древних эвенкийских танцев с бубнами до «Вокализа» Рахманинова и электронных саундскейпов, была подчинена общей торжественно-приподнятой, гипнотической атмосфере сценического повествования. Мультимедийная составляющая «Лунных колоколов», таким образом, оказалась невероятно органичной сама по себе. Важно, что это не отвлекало от основных смыслов и сюжетов, а дополняло их, формируя эмоциональную составляющую зрительских впечатлений.
Оригинальный замысел автора проекта, заслуженного работника культуры РФ Галины Сыроватка, был реализован на сцене творческим симбиозом талантов московского либреттиста Алёны Савченко, хореографа Туяны Будаевой и режиссёра-постановщика, заслуженного артиста РФ Николая Сыроватка. Важность сохранения авторского текста, его роль, как главного смыслообразующего полотна спектакля почти вывел за скобки вокальные номера. Хоровая группа театра всё же порадовала зрителей в двух эпизодах. Особенно запомнилась талантливо аранжированная народная эвенкийская песня. Но сама ткань повествования потребовала иных выразительных средств, а именно развёрнутой концептуальной хореографии, которая на правах диалога с литературным текстом доносила до зрителя важнейшие художественные и нравственные истины. Интереснейший подход хореографа Туяны Будаевой соединил в себе традиционные мотивы национальных танцев бурят и эвенков с классической балетной традицией. Для «Забайкальских узоров» это ещё один шаг к расширению своего жанрового арсенала, который теперь становится уже практически всеохватным. Яркие традиционные танцы, прекрасно передающие атмосферу степных кочевий, шаманских камланий и праздника в эвенкийском стойбище во всей полноте отвечают художественным задачам постановки – показать традицию в неотрывном единстве с природой, выразить экологичность традиционного жизненного уклада, органическое соответствие духовных ценностей каждого народа окружающему пространству.
Идейно спектакль выдержан в форме своеобразной нравственной проповеди, облечённой в послание сил древней забайкальской земли нашим современникам. Эмиссаром современного человечества оказывается рассказчик – журналист, по заданию редакции отправившийся в таёжные края, где прошло его детство. Там свирепствуют лесные пожары. Таков пролог спектакля, начинающегося с трансляции на большом экране сводки новостей одного из читинских телеканалов, где хорошо видны масштабы природной катастрофы – рукотворных лесных пожаров. От лица журналиста, который, неизбежно для уроженца древних таёжных мест оказывается поэтом в душе, происходит неторопливое, наполненное медитативным созерцанием повествование.
Возвратившись на землю своих предков, журналист погружается в атмосферу легенд древней земли. Некоторое время его голос звучит наравне с голосами преданий родного края. Сюжеты космогонических мифов, разворачиваются одновременно перед его зачарованным взором и перед зрительным залом. Поэт-журналист словно открывает код восприятия для зрителя, транслирует наиболее оптимальную модель понимания спектакля. Затем, что тоже довольно необычно, его образ постепенно отходит на второй план и наконец, словно растворяется в им же созданном повествовании, оставляя лишь звучащие голоса самих преданий. Созерцающий становится единым с пространством созерцания, воссоединяется с силами природы, с мощью традиции родной земли.
Разворачивающееся на сцене действо предлагает обширную галерею глубоких образов и эмоционально-окрашенных сюжетов. Борьбе добрых и злых сил предшествует шествие традиционных восточных масок, появление из кувшинки Белой Богини – Далай-Хатун, перекликается с античным сюжетом рождения Венеры. Традиционная для старинных преданий персонификация сил природы позволяет создателям спектакля показать зрителю танец двух рек или рассказать историю охваченного гордыней Царя горы. Центральный образ постановки — Лунные колокола раскрываются в тонких образах поэтично смонтированного видео-сюжета с элементами анимации, что в сочетании с игрой света на сцене создаёт особый эффект «двойного пространства», позволяющего зрителю почувствовать «вхождение в кадр». Развитие космогонического мифа немыслимо без появления человека, и в спектакле эта линия проводится через очень красивую композицию «Рождение любви». Вибрациями любви, приятия и торжества жизни пронизаны все последующие сцены традиционного человеческого быта: праздник в стойбище, пляски с бубнами и романтическая история похищения охотником одежды купающейся Царевны-лебедь.
Над всем визуальным великолепием царствует вдумчивый, мудрый, завораживающий авторский текст. Переданный через монологи главных героев пьесы, выразительными, словно поющими голосами солистов театра «Забайкальские узоры»: Николая Максимова (Журналист, Поэт), Юлии Шелопугиной (Шаманка), Анастасии Мозгуновой (Далай-Хатун), он сообщает всему повествованию редкую музыкальность. Такая подача несомненно, проникает глубоко в душу, запоминается, заставляет осмысливать и принимать актуальные вызовы современной действительности, необходимость возвратиться к корням, услышать голос природы, вернуть мир человечеству, а человечество миру.
Важным посланием каждому из нас становится напутствие замечательного автора Николая Кузакова, переданного в спектакле через монолог величественной Шаманки, обращённый к первым людям: «Идите и положите начало роду человеческому. С радостью и гордостью ступайте по Земле. Своим трудом вы будете добывать пищу. Вам будет чужда праздность, ибо праздность – злой гений разрушения души человеческой. Бойтесь праздности. Каждый из вас своим трудом должен добавить хоть искорку в неугасимый костёр земного торжества жизни. Во все века вашим страшным врагом будет невежество, но путь к благу вы найдёте только через знания. Знания и мудрость – это крылья человеческого духа, и они вознесут человека на небывалую высоту».
Этно-спектакль «Лунные колокола» лишь начинает свой путь на сцене. С каждым новым показом, с каждым новым коллективным зрительским восторгом, он будет нести свою художественную и нравственную миссию. И мир непременно станет добрее.