«Дубровский» в Забайкалье – премьера спектакля и премьера жанра

Последние дни уходящего 2018 года порадовали любителей театрального искусства настоящей сенсацией. В постановке театра национальных культур «Забайкальские узоры» состоялась премьера первого в истории забайкальской культуры мюзикла «Дубровский». Нетривиальный замысел известного композитора Кима Брейтбурга на либретто Карена Кавалеряна  превратить  классический роман Пушкина в мюзикл, встретил заинтересованность театральной общественности по всей стране. Спектакль неоднократно ставили в разных городах России.

Мюзикл «Дубровский». Премьера 2018 год

Личный творческий багаж и вклад в культуру каждого из авторов мюзикла более чем весом. Композитор, музыкант, продюсер и звукорежиссёр Ким Брейтбург, ставший известным ещё в во времена выступлений в составе группы «Диалог», создал целый ряд масштабных произведений, среди которых рок-опера, несколько сюит, мюзиклов и множество песен, известных каждому меломану на постсоветском пространстве. Поэт и драматург Карен Кавалерян – рекордсмен конкурса Евровидение, автор текстов более 1000 песен, ставших украшением репертуара российских и зарубежных звёзд, сотрудничал как с популярными исполнителями эстрады, такими как Алла Пугачёва и Олег Газманов, так и с известными коллективами русского рока. 

Каждая новая постановка «Дубровского» была по своему интересна, но все их объединяет одно – это спектакли музыкальных театров «классического образца», для которых представить публике мюзикл часть стабильной творческой практики.

Мюзикл «Дубровский». Премьера 2018 год

Для государственного театра национальных культур «Забайкальские узоры» постановка современного мюзикла стала опытом освоения нового жанрового пространства.  Известно, что коллектив,  в прошлом году отметивший сорокалетний юбилей строит свою творческую деятельность, опираясь на традиционную музыкальную культуру разных народов. Конечно, у «Забайкальских узоров» есть яркие программы, почти целиком построенные на эстрадных песнях. Есть и целый ряд серьёзных спектаклей, где артисты театра – певцы, инструменталисты,  танцоры —  выступают в амплуа драматических актёров.  Но мюзикл – особый жанр, имеющий свои каноны и стандартные границы, несоответствие которым обычно очень чётко улавливается даже неопытным зрителем. Поэтому волнение ожидающих премьеры поклонников «Забайкальских узоров», любителей мюзиклов и представителей театральной общественности было очень велико. Тем ярче прошла премьера.

Мюзикл «Дубровский». Премьера 2018 год

Идея постановки «Дубровского» в Чите зародилась спонтанно в дни Санкт-Петербургского международного культурного форума, где директор театра «Забайкальские узоры» Мария Гуськова выступала с докладом на секции  «Музыка. Профессиональный поток». Композитор Ким Брейтбург, заинтересовавшись творческими возможностями коллектива с таким широким жанровым охватом, предложил сотрудничество, результатом которого на сегодняшний день стали два спектакля – собственно, «Дубровский» и новогодний мюзикл для детей «Иван да Марья». 

В период воплощения творческого замысла коллектив «Забайкальских узоров» столкнулся с целым рядом творческих задач, решить которые было не так-то просто. Например, сразу стало ясно, что в хоре театра не хватит мужских голосов даже для исполнителей ключевых ролей. После череды раздумий и экспериментов в состав певцов были введены артисты оркестровой группы и артисты драмы. Роль разбойника Архипа исполнил руководитель оркестра «Забайкальских узоров» Максим Кочнев, князя Верейского сыграл солист оркестра Максим Исаченко, роли француза Дефоржа и Поэта-любителя были поручены артистам драмы театра «Забайкальские узоры» Матинёзу Матиязову и Олегу Казанцеву. Разумеется, создатели спектакля пошли здесь на некоторый риск, но в результате мюзикл украсили прекрасные роли второго ряда, с яркими характерами и оригинальной подачей образов. А с вокальными партиями артисты справились прекрасно.

Мюзикл «Дубровский». Премьера 2018 год

Другой проблемой, которую предстояло решить создателям спектакля, это организация инструментального сопровождения соответствующего авторскому замыслу. Оркестровая группа «Забайкальских узоров», как известно, играет на народных инструментах. И тут на помощь пришёл творческий подход. На партии инструментов симфонического оркестра в отдельных местах были сделаны наложения партий народных инструментов – баяна, домры, балалайки. После премьеры зрители-музыканты единодушно высказывались в пользу оправданности такого подхода. Получилось интересно и органично. Тем более, место действия – старая русская провинция, деревня, дремучий лес. Сработала та самая специфика коллектива народной направленности, на которую рассчитывал Ким Брейтбург, начиная сотрудничество с «Забайкальскими узорами». Мюзикл в исполнении народного коллектива зазвучал по-новому, подход солистов народников оказался предсказуемо гибким, пригодным к синтезу, экспериментальным.

Визуальная составляющая спектакля заслуживает отдельного упоминания. Скромные, почти строгие декорации, прекрасно выражают дух пушкинского произведения. Два интерьера усадьбы на основе сверхлёгких декораций-трансформеров, романтическая беседка – как узнаваемый символ жизни дворянских поместий пушкинской поры, мрачноватая задняя кулиса с изображением непроходимой лесной чащи – в сочетании с умелыми световыми решениями, предложенные постановщиками локациями создали чрезвычайно достоверное пространство для разыгрываемой на сцене драмы.

Костюмы по эскизам Виктории Гимаевой продемонстрировали хорошую осведомлённость художницы в нарядах эпохи и завидное чувство меры. В целом, визуальный ряд постановки обращал на себя внимание обстоятельностью, продуманностью каждой детали, с сопутствующим нарочитым отказом от барочных излишеств, к которым порой тяготеют постановки костюмированных драм. При этом и костюмы и декорации выглядели максимально достоверно. Каждому было ясно: вот помещики,  вот мужики, это нежная барышня, а то представитель «реакционной военщины».

Мюзикл «Дубровский». Премьера 2018 год

Постановщики спектакля сумели превратить его в захватывающее зрелище. Эффект был достигнут не за счёт бьющей на внешний эффект роскоши,  а благодаря мощной динамике разворачивающегося повествования. Несмотря на «легкомысленный» жанр мюзикла, «Дубровский» в прочтении «Забайкальских узоров» получился совсем не похожим на водевиль. Здесь действительно получилось много от Пушкина, и ещё больше от присущего игре артистов этого коллектива драйва и накала страстей. «Главное, чего я пытался добиться от исполнителей – рассказал режиссёр-постановщик спектакля Николай Сыроватка – это максимальной энергетики, эмоциональной наполненности, предельной отдачи, без которой совершенно невозможно рассказать настоящую историю любви». Мощная эмоциональная вовлечённость, проживание артистами происходящего на сцене уверенно транслировались в зал, вызывая у зрителей по настоящему сильные эмоции.

Мюзикл «Дубровский». Премьера 2018 год

Спектакль весьма выиграл за счёт яркой, и несколько экзальтированной хореографии. Большая часть танцевальных эпизодов при этом передана соратникам Дубровского, во имя справедливости превратившимся в лесных разбойников. Хореографическая группа «Забайкальских узоров» с видимой охотой изображает злодеев и злодеек, отчаянно танцующих в сполохах от костров горящих усадеб. Сцена сожжения крестьянами судебных исполнителей выглядит по-настоящему страшной. При этом в спектакле словно бы совсем нет статистов. Игра даже безымянных персонажей выглядит рельефно, продуманно, эмоционально отработано. Между тем, в массовках были задействованы не только профессиональные артисты, но и студенты краевого училища культуры, также играющие совсем не по-ученически. 

Наконец, несколько слов об исполнителях главных ролей. Конечно, внешне артисты театра более соответствуют мюзиклу Брейтбурга, чем классической драме Пушкина. Все персонажи оказываются молодыми и прекрасными, находятся в отличной физической форме, грациозно передвигаются по сцене и производят благоприятное впечатление на зрителя, безотносительно характера роли. Такое, возможно ненарочитое, смещение акцентов в характерах производит неожиданный эффект – все герои повествования, и хорошие и дурные оказываются равны перед лицом неумолимого рока. Зрителю быстро становится очевидно, что у каждого героя пьесы своя правда и своя правота.

Мюзикл «Дубровский». Премьера 2018 год

Ссора двух помещиков в действительности предстаёт чередой роковых недоразумений и (как у Пушкина!) в сердцах сказанные слова пробуждают к жизни самые губительные стороны человеческих слабостей, а там не за горами трагический финал. Рядовому зрителю сложно проникнуться неприязнью к такому молодому и энергичному Троекурову, какого сыграл Николай Максимов. Своя правота и у усталого от жизни, элегантного Верейского (Максим Исаченко), и у кровожадной от безысходности няньки Егоровны (Юлия Шелопугина). Старшего Дубровского, безусловно, жаль. Роман Лопатин чисто интонационно, очень тонко уловил характер своего героя. Его представления о чести из зала прочитываются как преувеличенная щепетильность и таким образом, перед нами снова является персонаж неоднозначный. И хорошие и дурные характеры здесь становятся своеобразными «заложниками» высшего смысла, конечного послания сценического действа. Правда, нюансы этого послания у каждого могут быть свои.

Мюзикл «Дубровский». Премьера 2018 год

Зато любовная линия в мюзикле подана предельно прямолинейно, без лишних подтекстов и в этом есть своя красота. Социальная драма может идти своим чередом, но для «Забайкальских узоров» в каждом их спектакле важнее всего простые человеческие ценности и любовь – наивысшая из них. Сквозной лирический диалог Марины Пивоварчик, сыгравшей роль Маши и Артёма Лопатина в роли Владимира Дубровского изначально не содержит ни ноты фальши – он прост, убедителен и невероятно хорош.

Мюзикл «Дубровский». Премьера 2018 год

Здесь, немного отвлекаясь от сюжета, уместно будет затронуть техническую сторону исполнения, и лучшим эпитетом здесь будет – безупречность. И дело не в том, что автору хотелось бы похвалить игру артистов известного и уважаемого в Забайкалье коллектива. Просто, учитывая новизну такого непростого опыта,  какой стала для «Забайкальских узоров» постановка популярного современного мюзикла,  невозможно не отметить – с какой уверенностью и профессионализмом этот замысел был реализован. И, конечно, за этой уверенностью угадывается привычный стиль, отработанный десятилетиями творческий почерк, легко узнаются знакомые голоса. «Дубровский» в читинской интерпретации получился по настоящему «забузоровским» и от этого необычным.

Мюзикл «Дубровский». Премьера 2018 год

По словам руководства театра, сотрудничество с Кимом Брейтбургом будет продолжено. А это значит, что вскоре мы, внимательные зрители, будем иметь возможность наблюдать эволюцию жанра мюзикла в Забайкалье.

Поделиться в vk
VK
Поделиться в odnoklassniki
OK
Поделиться в telegram
Telegram
Поделиться в email
Email
Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять