В последнюю декаду уходящего года «Забайкальские узоры» подарили зрителям новую премьеру — семейный мюзикл Кима Брейтбурга «Дюймовочка и принц». Концертно-театральные сезоны, пришедшиеся на празднование Года театра в России, оказались настолько продуктивными для коллектива, что слово «премьера» на афишах театра национальных культур стало делом едва ли не рутинным. Зритель, не знакомый с творчеством «Забайкальских узоров» мог бы предположить, что при такой частоте презентаций всё нового сценического продукта, коллектив неизбежно будет вынужден делать уступки в качестве постановок. Но нет, каждая новая премьера театра имеет резонанс и широко обсуждается в СМИ и соцсетях.
Даже если оставить за скобками осенние сенсации – этно-спектакль «Лунные колокола» и яркую игровую постановку «Волшебный колодец сказок», и сосредоточиться на реализации театром мюзиклов творческого тандема Брейтбург-Кавалерян, то можно видеть, что каждая из этих премьер стала театральным событием для региона. А ведь все без исключения спектакли «Забайкальских узоров», плюс многочисленные концертные программы, которыми охвачены районы края – это результат труда одного творческого коллектива. На сцене одни и те же люди. Как им это удаётся?
«Формула успеха» творческого состава «Забайкальских узоров» проста и уникальна, хоть, несомненно, требует огромной работы. Коллектив не устаёт экспериментировать, развиваться, пробовать себя в новых амплуа. Каждый из его участников – артист-универсал, во имя реализации художественного замысла осваивающий всё новые и новые навыки. Никого уже не удивляет, что певцы хоровой группы театра прекрасно танцуют, а танцоры и инструменталисты могут быть заняты в драматических ролях и прекрасно с ними справляются. Это позволяет творческому составу театра в каждом спектакле проживать удивительные трансформации, за которыми так увлекательно наблюдать со стороны.
Мюзикл «Дюймовочка и принц» служит прекрасным примером такой метаморфозы. Яркая и запоминающаяся музыка Кима Брейтубрга даёт хорошие возможности для реализации музыкального профессионализма артистов театра. Многослойное, но в то же время понятное детям и взрослым либретто Карена Кавалеряна позволяет демонстрировать характеры, которые едва ли предполагал в своих персонажах добрый сказочник Андерсен. «Дюймовочка и принц» это известная сказка, рассказанная на новый лад, что, однако не превращает её в фарс, но максимально приближает к реалиям сегодняшнего дня.
Театр «Забайкальские узоры по своему обыкновению, предложил зрителям такую версию известной истории, которая оказалась способна удивить самого опытного зрителя. Эта новая «Дюймовочка» одинаково далеко отстоит и от знакомой всем детской сказки и от того, что привычно понимается под жанром мюзикл. Следуя своему творческому кредо, коллектив отыскивает всё новые формулы синтеза самых разных жанров, стилей и направлений – экспериментируя с подачей, декорациями, аранжировками, создавая новые смысловые акценты даже там, где есть строгое исчерпывающее либретто.
Для нового детского мюзикла были созданы оригинальные костюмы, разнообразие которых обеспечивается пестротой характера персонажей спектакля – положительных и отрицательных, среди которых Ласточка, Жаба, Майский жук, Паук, Крот, Мохнатый шмель, Рак-отшельник, Золотые рыбки, эльфы и принцессы, мыши и многие другие. Разумеется, и главные и второстепенные герои говорят со зрителем современным языком, используя актуальные выразительные средства – современная запоминающаяся музыка, крутые балетные номера и текст, который можно легко разобрать на крылатые фразы.
И, кажется, совсем не меняется классический сюжет, но благодаря жанровой новизне и драйву артистической подачи весь спектакль воспринимается как настоящий хит сезона. Пока дети наслаждаются сказочным сюжетом и искрящейся пестротой костюмов и декораций, взрослые могут оценить нетривиальные решения ироничного либретто. В спектакле, как, впрочем, и в сказке Андерсена, совсем нет злодеев в их классическом понимании. Конфликт истории раскрывается в мировоззренческой плоскости. Коллективный обыватель, в лице обитателей лесов и полей, по которым странствует Дюймовочка в поисках Принца, погружён в повседневность и совершенно уверен, что «никаких принцев не существует». Песни опыта и невинности сплетаются в полифоническую фугу. Приключения девочки из цветка вносят сумятицу и тревогу в привычный уклад жизни эпикурействующих лягушек, беззаботных жуков, трудолюбивых мышей. Всё это подаётся в духе изящной сатиры, порой довольно едкой – чего стоит только уподобление «высшего общества» суетливому царству насекомых!
Музыкальная составляющая спектакля не просто сообразуется с идеальной рецептурой классического мюзикла. Ким Брейтбург с лёгкостью и гармонией сочетает в рамках одной постановки соул и блюз, танцевальные ритмы и мощные энергии рока. Чтобы органично «потянуть» такой материал и сделать это без всякой искусственности, нужны действительно хорошие вокалисты. «Забайкальские узоры» прекрасно справились со всеми поставленными задачами. Когда на сцене звучит «Лягушкин блюз», в дисторшированном вокале не так-то просто распознать голос Артёма Лопатина, но слушается это действительно здорово.
Он же, в роли крота Максимилиана, играющего на синтезаторе, убедительно справился с отсылкой Кима Брейтбурка к образу Элтона Джона в золотой период его творчества. Яркий бас-баритон Николая Максимова прекрасно передаёт всё легкомысленное изящество Майского жука. Голос Романа Лопатина уже легко узнаваем в ролях добросердечных ипохондриков: в арии Рака-отшельника отчётливо различимы интонации умирающего барина Дубровского. Две разнохарактерных роли исполнила Юлия Шелопугина, в равной степени талантливо сыграв неунывающую Жабу Пупу и заботливую Мышь Клару.
Яркий и поэтичный образ Ласточки Лилу был пластично воссоздан на сцене танцовщицей Надеждой Чемерской, для которой это была первая сольная роль в спектаклях театра. «За кадром» Ласточку озвучила руководитель хоровой группы театра Анастасия Мозгунова, во плоти появившись на сцене в роли одной из бабочек Жучиной поляны. Голоса титульных персонажей постановки – её безусловная музыкальная «витрина». Из Сергея Новосёлова с его лирико-романтической подачей получился идеальный Принц. Марина Пивоварчик сыграла настоящую Дюймовочку точно так же, как незадолго до этого сыграла настоящую Машу Троекурову. Обладательница чистого, звонкого и одновременно мягкого голоса, иногда напоминающего тембр незабываемой Карен Карпентер, артистка тотально проживает на сцене каждый вверенный ей образ.
Конечно, современный мюзикл, да ещё и с таким сюжетом, совершенно немыслим без эффектной хореографии. Большое число персонажей позволило балетной труппе «Забайкальских узоров» создать целый ряд эффектных сцен, и даже там, где речь не шла о собственно балете (жанровые зарисовки в пруду вокруг кувшинки, в жилище мышей), участие пластически подготовленных артистов делало каждый эпизод визуально насыщенным и привлекательным для взгляда.
Немудрено, что первый же показ мюзикла сорвал настоящие овации зала. Присущая многим постановкам театра интерактивность, как всегда, встретила живейший отклик детворы. Когда Принц и Ласточка во время одного из эпизодов спустились в зрительный зал, к ним потянулись десятки приветливых детских рук. Финал спектакля и в первый раз и в последующие неизбежно проходит при поддержке коллективного танца полного зала. Яркий старт нового мюзикла, его востребованность у зрителей обеспечили его ежедневный показ в последнюю неделю уходящего года. Нет никаких сомнений, что мюзикл «Дюймовочка и принц» займёт прочное место в афише театра «Забайкальские узоры». И если вы ещё не посмотрели этот замечательный спектакль – непременно посмотрите в самое ближайшее время!